• Наши партнеры
    Бизнес-приглашение в Италию,Францию, Испанию
    HT03XL аккумулятор
  • Музей Максима Горького


    Всеволод Иванов

    "Известия" 27.09.1937

    1.

    Перед вами желтоватый лист бумаги с сургучной печатью, похожей на неясный след лапы. Это "похвальный лист" Алексею Пешкову из "Н.С.Кунавинского", т.-е. низшего слободского училища. Это училище не внушило мальчику никакого почтения и не вызвало в нем никаких похвал. Передавая лист своему деду, он так раз'ясняет буквы "Н.С.": "Наше Двинское". И, не прельстившись официальной наукой, начинает искать ее сам. Неподалеку от этого листа вы увидите портреты родственников - Кашириных: женщина с унылым завитком волос на затылке положила несмелую руку на плечо мужа. Такие люди не могут поверить ни насмешке мальчика, ни его увлечению. Да и школа тоже мрачна. Вглядитесь: окна с полуовалами наверху чрезвычайно похожи на тюремные двери, и даже перекладинки в окнах в виде буквы "Т" как бы начинают слово "тюрьма".

    Домик, где родился Алексей Пешков, мрачного кирпичного цвета, весь какой-то натуженный, как человек, прошедший много дорог и испытавший множество несчастий. На рисунке - мальчик, угловатый шалун, сидит над книгами. Он сам находит свои книги, сам напряженнейше ищет свое училище, сам изобретает иной мир, не похожий на этот мир Нижнего-Новгорода, что перед нами на старинной литографии хвастается пузатыми баржами на реке, узенькими деревянными мостиками к ним и далеким кремлем с круглыми башнями, напоминающими те же баржи, но только как бы вздыбленные. Да и купцы нижегородские обликом своим похожи на эти баржи!

    В шкафу вы можете увидеть те книги, по которым он начинает учиться. Часослов с кожаными крышками, открывая которые, вы должны были сразу же вспоминать о крышках ларцев, хранящих в себе сокровища. Но мальчик быстро захлопнул эта старинные кожаные крышки. Он не нашел там никаких иных сокровищ, кроме туманных очертаний букв азбуки, так непохожих на те буквы и книги и на ту жизнь, которую ему предстоит вести. Он углубляется в книги, в которых народ искал необычайнейших событий и необычайнейших людей. Дон-Кихот среди них был самым обыкновенным, разве что несколько странно одетым человеком. Эти книги - "Гуак или непреоборимая верность", "Францыль Венециан" и др. Перед мальчиком мелькают доморощенные рыцари из российских романов, чьи герои совсем уж нелепы. Отсюда он перейдет, чтобы радостно встретиться с Гоголем. Вот, подняв плеть, в огромной шапке скачет по синей обложке Тарас Бульба! Вальтер Скотт уведет мальчика в шотландские замки. Беранже поет на пьедестале очень странные короткие и веселые песни, совсем не похожие на те, которые слышны у громадных откосов Оки и Волги, где соловьи пускают свои трели такой же ширины, как эти две сливающиеся реки. Мальчик будет со слезами читать тоскливые "Записки охотника", что с тяжелым ружьем ходит среди тяжелой жизни русского крестьянина. Таковы книги, прочитанные им в детстве.

    От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и не пропаду! Так начинается среди этих обыкновеннейших российских пейзажей и обыкновеннейшего мрачного быта необыкновенная жизнь Максима Горького, картинами, реликвиями, скульптурами, книгами, мрамором раскинувшаяся в одиннадцати залах среди колонн и лепных потолков музея М. Горького. Эти колонны как бы символизируют, что в дворянскую и купеческую Россию вошла иная культура. Для М. Горького колоннами стоял лес, сквозь который он проходил к просторам степных рек. Писатель создал лучшие из колонн - это корешки книг, полукружия, держащие в себе необыкновенные мысли и тончайшие образы невиданного искусства.

    А. Пешков направляется в Казанский университет. И на этот раз с картины мерцают перед вами голубоватые колонны, поддерживающие и в то же время заграждающие науки, которые ему следует узнать. Хотя проход в здание широк, но у этого волжского парня настолько широки плечи, что ему не удается пройти в храм науки. Тогда он идет в веселую трущобу "Марусовки". Здание в три мутно-багровых этажа, деревянные полопавшиеся полы, узкий коридор. Невесела и вся Казань! Старинная фотография покажет вам реку, купальни и мостки. Затем ряд одноэтажных домиков. В следующем ярусе поднялись двухэтажные домики, а над ними - купола, пятиярусная колокольня. В этом городе могли встретиться два великих человека: Ленин и Горький. Но они встретились только молодыми портретами своими вот здесь на стене этого музея. У них общая юношеская мягкость глаз, и даже на фотографии, которая меньше всего способна передать остроту человеческого взгляда, вы увидите что-то прельстительно общее. В Казанском университете в 1887г. учился Ленин. Сюда же пришел учиться Горький. В декабре по делу о студенческой сходке Ленина исключили из университета и направили в ссылку в деревню Кокушкино той же Казанской губернии. Ленин уже занимался пропагандой.

    Затосковавшего цехового А. Пешкова подхватил и ободрил Н.Федосеев, о котором Ленин говорил, что он сыграл высокую роль в повороте казанской молодежи к марксизму.

    Черные линейки - эта модная ограда для слова писанного или печатного тогдашних времен - рассказывают нам, что рязанская духовная консистория решила рассмотреть "душу" цехового Алексея Пешкова. Два протоиерея и два священника пишут по поводу "предсмертной" его записки ("В смерти моей прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце"), что "во время пребывания его в больнице никакого психического расстройства замечено не было". И они приказали, чтобы приходский священник объяснил Пешкову "значение и назначение здешней жизни". Значение ее он и так понимал, а назначение человека он теперь понимает еще крепче. И помогли тут не приходские священники. Он окружен казанской молодежью, с которой познакомил его Н. Федосеев. Юноши в куртках, застегнутых наглухо; женщины в платьях, похожих на куртки, тоже застегнутых наглухо, только из-под воротника чуть выпущены кружева. А. Пешков читает "Капитал", что в оранжевой обложке, Флеровского "Азбуку социальных наук". "Современник" с очерками политической экономии, Милля с примечаниями Чернышевского. Всю ценность жизни его в Казани подтвердит сам план этого города с пояснениями М. Горького. На любимой им синеватой бумаге в клеточку он тщательно и любовно вспомнит те места, где воспитывался будущий революционный пролетарский художник, И, как бы стараясь подчеркнуть эту мысль, он два раза отошлет вас к своим рассказам. В конце этих отметок, возле цифры девять, он ставит "птичку". Вглядитесь! Это дом, где печатались литографированные прокламации кружка Федосеева - этой наглухо застегнутой пламенной молодежи, среди которой росли и воспитывались и Ленин и Горький.

    В поисках активного, общественного применения своих сил А. Пешков переезжает в Красновидово. Дощатые домики, пыльные улицы, идут мещане в громадных сапогах Ромась, пышноволосый рабочий в стальных очках, дает ему читать книги Дарвина, Бокля, Писарева.

    Рабочая казарма на станции Крутой. Пешков сторожит пакгауз. Возле рабочей казармы, что в два окошка и с сенями из бурого теса, стоит унылая бочка водовоза. Сам начальник станции - с бородой, похожей на дым тех маленьких паровозиков, которые тащат мимо станции составы.

    - Начальник станции мною доволен и в знак своего расположения и доверия ко мне заставляет меня каждое утро выносить помои из его кухни. Прошу ответить, входит ли в круг моих прямых обязанностей таскать помои из кухни начальника станции? - спрашивает рабочий в письме, которое мы видим. Вопрос этот очень широкий и в сущности обращен ко всей тогдашней России. В иной форме, но по существу о том же самом Пешков пишет от имени кружка своих друзей на станции Крутой письмо Льву Толстому, сообщая ему, что юноши хотят организовать трудовую колонию.

    Появляется мрачная коричневая обложка "Дело департамента полиции о мещанине Алексее Пешкове. Начато 1 ноября 1889г. и окончено 12 ноября 1902г.", т.-е. это дело тянулось 13 лет и 10 дней. Неправда! Это подлое дело слежки, преследований, тюрем, издевательств, клеветы продолжалось вплоть до 1917г. и навсегда закончено Октябрьской революцией. Начинается оно с доноса жандармского унтер-офицера о том, что молодые люди вздумали сбираться вместе: "Собрания эти продолжаются большей частью за полночь и всегда при завешенных окнах и затворенных дверях, так что неожиданно для них попасть к ним нельзя". Молодые люди, кроме того, читают какие-то книги. Унтер-офицер пишет жирным почерком, похожим на его аксельбант "Есть основание предположить, что они при тех собраниях обдумывают злонамеренные цели противу правительства". М. Горький возвращается в Нижний, но чтобы сесть в тюрьму, которая глядит на нас своими полукруглыми башнями и низенькой стеной. Так начинается дело его открытой борьбы против царского правительства.

    2.

    За год до ареста, как бы чувствуя свое предстоящее заключение в тюрьму, он пускается в странствие по России. Это именно "хождение", как его правильно назвали создатели карты. Хождение в том высоком значении, которое придавал таким путешествиям народ. В большинстве своем и монастыри-то народ понимал как удобные, веселые гостиницы, над хозяевами которых, монахами и попами, он подсмеивался в своих сказках, но жизни и быта которых он не воспел ни в одной из великого множества своих удивительных песен. Следует тщательно вглядеться в эту карту. По бассейну Волги М. Горький спускается к берегам Каспийского моря и направляется по Моздокским степям к далекому Кавказу. Но, видимо, казанское его воспитание кажется ему незаконченным. Он поворачивает обратно. От запаха полыни и от огромного солнца Моздокских степей он идет к Царицыну, а оттуда к Ясной Поляне. Повернитесь налево. Вы видите "в'езд в Ясную Поляну", имение Л.Толстого. Две колонны, приземистые, покрыты зелеными крышами. Сюда подошел он, чтобы задать вопрос великому писателю. Ему не удалось встретить Толстого. Он направляется в Москву и в Нижний. Это первое путешествие имеет вид треугольника с высоким основанием Москва-Казань.

    Он вышел к морю. Он хочет полнее напитаться шумом моря и молчанием степи. От Перекопа он пересекает Крым и через яйлу выходит к Ялте. Здесь он опять идет берегом моря, чтобы круто повернуть в глубину страны, возле Майкопа, откуда стремится опять к Моздокским степям, но вдруг решительно поворачивает на Владикавказ. Вот он в Тифлисе. Он как бы разбросил свои жаждущие жизни руки к Баку и Сухуму. Он жадно прильнул лицом к Тифлису, вслушиваясь в веселый и высокий говор этого города, в звон работ на его базаре, впитывая запахи его. Если вы чуть наклоните голову и вглядитесь в чертеж, в зеленую эту линию, то вы разглядите профиль молодого человека, жадно раскрывшего рот.

    М. Горький переполнен радостью и болью жизни. Здесь, в Тифлисе, соединились два его путешествия - по широким водам, по лесам и отлогим пескам Волги; по высоким восточным горам, по невиданному плеску моря. Здесь он хочет рассказать, как отражаются в этом море и мощные горы, и лесные громады верховьев его реки, как над всем этим трудится необычайно умный, талантливый народ!

    Дом на Елизаветинской улице в Тифлисе. Наружная лестница. Балконы с тоненькими восточными колоннами, с решетчатыми перилами. В этом доме написан рассказ "Макар Чудра".

    Рядом редчайший экземпляр газеты "Кавказ" от 12 сентября 1892г. Впереди набранное мелким шрифтом содержание номера. В конце этого содержания скромная строка говорит, что в номере 442 напечатан "Фельетон "Макар Чудра". Фамилия автора в содержании не указана. Редакция как бы не придает этому особого значения. Название рассказа, под чертой "в подвале", тоже напечатано мелким шрифтом. Однако зерна пороха тоже очень мелки. Этот рассказ - только зерно в том взрыве славы, в той гордости, с которой вскоре будет произноситься имя М. Горького всеми народами огромной страны, еще носящей имя Российской империи.

    3.

    Горький входит в толстый журнал. Ему пишет Короленко. Мы видим строгие шесть строчек с несколько удивленным восклицанием: "Голубчик, Алексей Максимович!" В стилизованной под русскую резьбу синей обложке "Русского богатства" за 1895г. лежит "Челкаш". Но М. Горький любит жизнь и он рвется к непосредственному разговору с читателем, чтобы не усложнять, не отдалять этого разговора огромным забором множества листов толстого журнала. Горький пишет и в Нижнем-Новгороде, и в Самаре в газетах. За стеклом лежат "Самарская газета", "Волгарь" с его рассказами и фельетонами. Все фасады газет наполнены объявлениями. Тут сообщают и о продаже мебели, и о том, что открыт "рождественский газетный киоск", где можно купить столичные газеты и журналы. Здесь сообщение об умерших, о продаже табака, и вот перед вами об'явление: "Пассажирские пароходы Булычева из Казани в Вятку". Фамилия Булычева уже связывает нас с названием той замечательной пьесы, которую он создал много лет спустя в стране социалистической.

    цветов вкусов, фасонов. Необыкновенное количество закусок! Колокола самых разнообразнейших видов, начиная с тех колокольцев, которые привязаны к дугам, и кончая теми, что стоят на пожарных вышках и на бесчисленных колокольнях. Нужно, чтобы вся Россия гудела сплошным колокольным звоном о миропомазаннике, который в этот год коронуется в Москве. Разнообразные пушки, что под колокольный звон и под откупоривание бутылок пойдут рядом и впереди нового российского императора! Эта промышленность втянет Россию в две войны, которые кончатся разгромом ее армии на востоке и на западе, пока народы России не разобьют вдребезги все эти бутылки, не стащат колокола с колоколен, а пушки повернут против остатков дворянства и промышленников.

    М. Горький работал всегда удивительно много. Но в 1896г. им написано огромное количество: 207 фельетонов, 41 рассказ и очерк, не считая рецензий. Он чувствует, что нужно говорить много и говорить хорошо. Страна требует этого.

    В этом же году усиленно работает Ленин. В декабре 1895г. Ленина посадили в тюрьму. Там он пишет молоком среди строк медицинской книги "Проект и об'яснения программы социал-демократической партии". Он задумывает книгу "Развитие капитализма в России". Его направляют под гласный надзор полиции в ссылку в Восточную Сибирь. В эти годы ссылки Ленина был арестован и посажен в Метехский замок Горький. Этот замок несколько похож на те длинные сараи Минусинска, возле которых ходит Ленин. Такие же грубые серые очертания, такая же приземистость, и только вместо серого дерева - серый камень. В это же время, в 1898г. в тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии вступает И.Сталин.

    Горький вышел из тюрьмы. Вот он стоит перед нами в длинной черной рубашке, чуть улыбаясь. Хлынули потоки его книг. Витрины музея тесно забиты этими книгами. Журнал "Жизнь". На обложке его видно поднимающееся среди тумана солнце. Аллегория наивная, но справедливая. В скором времени в этом журнале будет напечатана "Песнь о буревестнике". Рядом с номером журнала лежит письмо Л.Толстого. И вот осень 1900г. в Ясной Поляне. Старик Толстой, в круглой черной шапочке, заложив руки за пояс, стоит на небольшом, пальца в три вышиной, возвышеньице. Возможно, что был дождь, и поэтому он встал на более сухое место, пока фотограф направляет аппарат, а возможно, что ему хочется дотянуться ростом до этого громадного человека, который, в наглухо застегнутом пальто и в черной шляпе, стоит рядом с ним. Наконец-то М. Горький может задать тот вопрос, который он задавал в письме со станции Крутая. Но вряд ли он задал этот вопрос. Он давно получил ответ на него или, вернее, сам ответил. Но как бы то ни было, они разговаривали с глубочайшей искренностью. Л.Толстой записывает в дневнике:

    - Был Горький, очень хорошо говорили...

    народ понимает и ценит этого великого художника. И точно, многочисленные тетрадки с его запрещенными произведениями, заполненные от руки, синие, сиреневые, гектографируются и распространяются нелегально в народе. Революция приближается. Ее опаленные раскаты, пламень баррикад правительство пытается затушить казачьими нагайками и пулями жандармерии и гвардии. В 1901г. на Казанской площади в Петербурге казаки избивают народ. Общественные деятели направляют в газеты протест. Перед нами текст этого протеста и среди фамилий четко написано: "Горький, М. (Алексей Пешков)".

    Академия наук признает всемирную славу М. Горького, Сообщение академии о том, что она избрала его почетным академиком по разряду изящной словесности. Ниже - вырезка из "Правительственного вестника", наклеенная на отдельный лист. Николай второй пишет вверху этого листа синим карандашом: "Более чем оригинально", и далее подчеркивает красным сообщение газеты, что М. Горький избран в почетные академики и что одновременно с Горьким избран Сухово-Кобылин. С тем, что стал академиком драматург, жестоко критикующий нравы империи, царь - еще примиряется: "Чорт, мол, с ними, не ахти какому количеству народа знаком этот Сухово-Кобылин!" Но вот, что избран Горький, революционер и никак не дворянин, этого царь перенесть не мог! На маленьких листочках бумаги царь пишет своеобразную рецензию на избрание М. Горького в академики:

    - Ни возраст Горького, ни короткие его сочинения не представляют достаточное количество причин в пользу избрания на такое почетное звание. Гораздо серьезнее то обстоятельство, что он состоит под следствием.

    Пером, как бы испорченным, царь заканчивает эту безграмотную и глупую рецензию распоряжением об отмене избрания М. Горького. Тотчас же вице-губернатор Таврической губернии требует, чтобы Горький вернул обратно пакет с извещением об избрании. Горький язвительно отвечает вице-губернатору, что раз избрала академия, то она и должна требовать обратно этот пакет. Письмо Чехова с отказом от звания академика. Письмо Короленко о том же. Фотография М. Горького. Он шутливо подписывает под нею: "Фотография носа бывшего академика".

    Горький сослан в Арзамас. Акварели показывают нам бесчисленные церкви и лавки. Одноэтажный домик. Возле домика, у самых окон, стоит городовой. Прилагая эту фотографию к своему письму, Горький шутит: "Как видно по снимку, надзор осуществляется".

    изображающих Горького босяком, пропойцей.

    В витрине лежит каповый портсигар, размером с ладонь. На крышке его - серебряные водяные лилии в модном тогда стиле. Горький ночью гулял по откосу в Нижнем. Подосланный черносотенцами "некто" напал на него и ударил ножом два раза. К счастью, нож попал в портсигар, пробил его, но серебряная лилия не пропустила лезвия. Горький отшвырнул наемного убийцу. Рассказывая о покушении, он говорит:

    - Разумеется, я не пытался и не намерен ставить себя под охрану тех законов, которых я не уважаю, и полиции, с которой у меня совершенно определенные отношения!

    Зарождается его театр. Вот на фотографии мы видим встречу Горького с молодыми работниками Художественного театра. Со скромностью трогательнейшей, он стоит позади всех. И нужно очень присмотреться, чтобы найти его. За стеклом в витрине небольшая конторская тетрадь. Переплет с широкими углами. Это первый вариант пьесы, называвшейся тогда "На дне жизни". Неподалеку и одно издание пьесы под этим же названием. Макеты постановки, наброски художника Симова - декорации "На дне". Афиши. Половину афиш Художественного театра 1902г. занимает рисунок летящей чайки. Афиши постановки "На дне" в Берлине. На весь мир гремят слова Горького о том, как в России загоняют людей на дно жизни, как издеваются над людьми!

    1905 год начинается кровавым 9 января в Петербурге и кончается декабрьским вооруженным восстанием в Москве. Правительство заливает страну кровью. Эти события отражены в рисунках, карикатурах. Горький пишет в сатирических журналах. На расстрел 9 января он откликается пламенной статьей. Сохранилась рукопись ее. Она написана мощным, спокойным почерком человека, уверенного в себе и в своем народе. Горький и Ленин перекликаются. В "Искре" в феврале Ленин с негодованием пишет о распоряжении правительства отдать в солдаты 183 студента Киевского университета "за учиненные скопом беспорядки", а 9 февраля М. Горький пишет о том же Брюсову, называя распоряжение это "мерзким, наглым преступлением" и "идиотской мерой обожравшихся властью прохвостов". Горький пишет письмо о кавказских событиях. Это письмо в рукописях расходится по стране. Всеобщая стачка переходит в вооруженное восстание. Об этом сообщает еще стилизованный под старину шрифт "Известий". Горький посажен в Петропавловскую крепость. Макет его камеры. Железная койка, стул. Овальное сводчатое окно, формой своей чрезвычайно напоминающее камеру. Лист бумаги, где он мелким почерком, неторопливо, а может быть, и для экономии бумаги, пишет "Дети солнца".

    Полный веры в грядущую победу, Горький уезжает в Америку, чтобы собрать деньги на дело революции. Вот он на пароходе, в кепи и крылатке. Вот он возле Ниагарского водопада. Вот он в саду, залитый солнцем, играет с собакой. В клубе молодых писателей горят свечи. Люди в смокингах собрались возле Горького. Откинув седую голову, смотрит на него Марк Твэн. Буржуазные газеты организуют травлю Горького. Помогают в этой травле и эсеры - Чайковский и Шидловский. Горький подробно излагает в своем отчете в ЦК РСДРП, как его встретила Америка, что он сделал и что намерен делать для революции.

    Вторым отчетом партии и революционному народу и всему миру, который сочувствует русской революции, является его "Мать". Этой великой книге посвящен целый стэнд. Вокруг стэнда - иллюстрации. Горький поселился на Капри. Его посещают художники, политические деятели, ученые, писатели советуются с ним. Здесь у него гостит Ленин. Позже, вспоминая о прожитых годах, Горький любил рассказывать о Капри, о людях, которые приезжали туда, о великолепном солнце всегда согревающем море, о море, всегда согревающем людей. Голос у него делался тогда протяжным, он медленно стучал чуть слышно пальцами по столу, и перед слушателем проходили все те люди, на которых останавливался его внимательный взор.

    4.

    В 1913г. он возвращается на родину. На обложке журнала "Жизнь и суд" изображено, как Горький выходит на вокзале в Петербурге. Офицер в черкеске покачнулся от изумления. Обыватели потрясены. Горький торопливо проходит мимо них.

    Сыщики сообщают начальству, что "Сладкий", как они называют Алексея Максимовича, из Петербурга направился в Финляндию. Финляндия. Фотография показывает, как Горький дробит киркой валуны возле деревянного забора дачи. Вот он на лыжах Он весь в снегу; наверное, только-что упал. Варежки надеты на палку, может быть, для того, чтобы вытрясти снег.

    На стене - листок воззвания РСДРП. Буквы сбиты, и их еле можно прочесть. Печатали воззвание в подполье, торопливо. Но с каким необычайным волнением всматриваешься в эти слова, в эту серую типографскую краску! Клеймится беспощадно преступная война, которая "на трупах погибших пролетариев, - как говорит воззвание, - несет прибыли буржуазии". В непрекращающемся угаре лжи, человеконенавистничества провозгласить слова правды - какая это огромная заслуга и каким великолепным огнем вспыхивали сердца пролетариев, когда в руки их попадал этот листок с тусклыми, сбитыми буквами!

    Горький создает толстый журнал "Летопись". Легально сказать что-либо правдивое нельзя. Этот журнал говорил об ужасах и несправедливостях войны очень замкнуто, малопонятно, и журнал в сущности предназначался для небольших слоев интеллигенции. Цензура всячески преследовала его. Горький собирает все силы, которые хоть сколько-нибудь отрицательно относятся к войне. Он просит у Бернарда Шоу статью, так как узнал, что Шоу "находится вне хаоса страстей, вызванных безумной войной". Он приглашает знаменитого ученого К. Тимирязева написать статью "О планетарном общечеловеческом значении экспериментальной науки".

    Ромэн Роллана он просит написать для детей биографию Бетховена: "Никто так не нуждается во внимании в эти дни, как дети... Именно сейчас необходимо сделать это, в эти дни зверства и торжества скотства".

    Итак, музыка - высокий пламень Бетховена; наука - опытная, ищущая не удушливые газы и не новые сорта металла для пушек, а помогающая человеку в его борьбе с мраком и угнетением; и драма - сатирическая, смеющаяся над буржуазной культурой. Какие разные требования! Какой далекий взор!

    "Война и мир". Горький редактирует сборники национальных литератур народов, населяющих Россию. Выпущены сборники армянской литературы, финской. Издан "Первый сборник пролетарских писателей".

    1917 год. Громадными буквами напечатанное воззвание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Старая Россия пошатнулась. Так дальше жить, как жили прежде, невозможно. Народ требует справедливости, мира, классовой войны. Ленин оглашает свои знаменитые "Апрельские тезисы". Сталин на VI с'езде большевиков говорит, что наступает время рабочим и крестьянам взять власть вооруженной рукой.

    Все залы, по которым мы только-что прошли, упираются в громадный каменный занавес. По бокам его - плакаты гражданской войны. Вершина его украшена скульптурной группой восставшего народа во главе с Лениным. Барельефы Ленина и Сталина. Под ними - портрет М. Горького. По бокам - картины октябрьских боев. Горький вошел в Октябрьскую революцию.

    Последующие три года после Октября Горький работает среди интеллигенции (силу которой, по его собственному признанию, он переоценил), раз'ясняя ей значение Октября. Он собирает писателей и создает огромное издательство "Всемирная литература". Несмотря на скрытый саботаж и бумажный кризис, ему удается выпустить Флобера, Гете, Вольтера. Он собирает ученых, и по его предложению правительство создает "Комиссию содействия ученым".

    Перед нами сборник "Серапионовых братьев". Молодые писатели, которые разрозненно приносили ему свои рассказы, были собраны им вместе. Писатели читали друг другу свои работы. Он отобрал лучшие. Так появился этот тоненький сборник, многие участники которого знакомы теперь всей стране, - К.Федин, Н.Тихонов, М.Зощенко, М.Слонимский, В.Каверин.

    5.

    делается, читает каждую книгу, радуется каждому проявлению творческой мысли, пишет ученым, изобретателям, детям. Возвращается он в 1928г. В'езжает, как бы засучив рукава, готовый работать вдесятеро больше обычного.

    Он совершает путешествие по Стране Советов. Необходимо сравнить это его путешествие с хождениями сорок лет назад. Он едет по другой стране, среди других людей, среди других предприятий. Он видит социалистические поля. Видит Днепрогэс. Затем он осматривает Астрахань, рыбные промыслы, Сельмаш в Ростове-на-Дону, совхоз "Гигант", хлебозаводы, детские ясли. Ему мало этих осмотров: он хочет потолкаться на улице. Но у него теперь такая слава, и лицо его настолько известно, что его появление собирает огромные толпы людей. Фотография показывает его нам загримированным. Он прилепил бороду и извозчиком ходит по Москве, заходит в чайные, посещает базары. Надвинув кепи, бородатый, совсем не похожий на себя, он смотрит озорно и весело Он может гордиться. У него на глазах создан этот замечательный, невиданный мир - мир социализма! Он давно разглядел его. Сорок лет назад ходил он пешком по этим степям, которые разрезает теперь трактор, ночевал возле баржей, на берегу Оки, где теперь стоит гигантский автомобильный завод. Он видел этот необыкновенный народ, который в боях гражданской войны совершал потрясающие подвиги человеколюбия и смелости.

    Мрамор. Приветствие ЦК партии большевиков и Совета Народных Комиссаров. Еще ниже на светлом мраморе золотом выбиты слова Сталина, адресованные Горькому в 1932г., когда весь творческий и революционный мир приветствовал его с сорокалетием литературной деятельности:

    - Дорогой Алексей Максимович!

    От души приветствую вас и крепко жму руку. Желаю вам долгих лет жизни и работы на радость всем трудящимся на страх врагам рабочего класса.

    Горький работает неустанно. Он создает "Историю гражданской войны", "Историю фабрик и заводов". Участники войны пишут воспоминания, рассказывают о битвах. Рабочие говорят, как они прежде трудились, что терпели и как защищали затем свои социалистические заводы. Горький редактирует эти книги. Он создает журналы: "Колхозник", "За рубежом", "СССР на стройке".

    В шестом зале, наполненном светом, стоит мраморный бюст М. Горького работы Крандиевской. Его окружают писатели, выступавшие на всесоюзном с'езде писателей в 1934г. Здесь же картина художника Зильберштейна - Горький на трибуне. Достойно сожаления, что нет еще большого полотна, изображающего слушателей доклада Горького на этом с'езде. Огромный Колонный зал был переполнен. Здесь были лучшие представители советской общественности, иностранные писатели. Горький рассказывал не только о литературном движении, но и о том, как он понимает литературу, какими дорогами он пришел к ней и как высоко ценит он звание писателя. Это была огромная, замечательная и чрезвычайно поучительная правдА.М. Горький всей своей жизнью доказал цену и необходимость этой правды. Он постоянно радовался каждому проявлению таланта, боролся за каждый талант. Посмотрите в этом шестом зале, как он правил рукописи начинающих писателей, как он старался научить их работать. Он переставляет фразы, слова по нескольку раз. Он так привык править рукописи и книги, что, когда даже читает старинную книгу и видит в ней опечатку или безграмотно составленную, непонятную фразу, он тут же их исправляет. Часто, передавая рукопись начинающего писателя, он говорил:

    - Нужно, чтобы они, молодые писатели, над словом мучились меньше, чем мучились мы. Хотя над словом писателю полезно помучиться. - Он улыбался в широкие, как бы подхваченные ветром, усы и продолжал. - Но мученье это должно быть веселым, а значит, надо писателю раз'яснить, в чем сущность его дарования и как его должно использовать. Бесчисленны книги, которые он проредактировал и прочел! Но и не только книги. Он чувствовал себя даже несколько обиженным, когда известный писатель написал роман, а он, Горький, почему-либо не имеет возможности прочесть этот роман в рукописи. Ему не терпится, он не хотел бы ждать выхода книги. Он просит, чтобы ему прислали рукопись. Вся советская литература прошла перед его пытливым взором. Совершенно необходимо показать в музее список книг, прочитанных Горьким хотя бы за последние десять лет, список книг, на которые он отзывается в письмах или в печати.

    Горькому со всех концов страны пишут дети. Одни посылают цветы любимому дедушке: "Цветы из нашего огорода. Мы их сами пололи, поливали". Другой присылает стихи. Третий благо дарит за карандаши и за книжки, присланные Горьким. Громадный стэнд наполнен этими трогательными и нежными посланиями.

    обрыв яйлы. Здесь он заканчивает "Клима Самгина", в этом небольшом доме с зеленой крышей.

    Итальянские фашисты напали на Абиссинию. Ночь. В узкой и длинной столовой ожидают Горького. Он непременно выйдет, когда из Москвы слышны будут "последние известия". На веранде, в клетках, беспокойно зашевелились птицы, слышно покашливание. Медленно идет Горький. Он садится и смотрит в сторону от радио. Постоянно появляются в сообщениях новые военачальники абиссинцев - "расы". Он стучит пальцами по столу и говорит грустно: - Рас, еще рас, еще разик, еще рас. Тысяч бы десять таких пролетариев, какие у нас в Москве имеются, вот бы и расы не потребовались.

    И Тессели, и Горки под Москвой, где он жил зиму, очень хорошо показаны в работах А.Корина. Прекрасно чувствуешь рабочий простор горьковских комнат, чистоту, которую он любил, игру света, игру звуков, которую он так понимал. Нужно музею рассказать о любви Горького к музыке. О Григе, о народных мелодиях, бесконечно им ценимых.

    6.

    Горький тяжело болен. "Известия" и "Правда" печатают бюллетени о его здоровье. Горький протестует против печатания бюллетеней. Он считает, что не имеет на это права. Он не хочет этого. Тогда газеты специально для него печатают номера, в которых нет бюллетеней о его болезни. На стенах 9-го зала можно увидеть один из таких номеров.

    За несколько дней перед смертью он получает "Правду". Там напечатан текст проекта великой Сталинской Конституции. М. Горький родился, воспитывался и написал множество книг в мрачнейшие времена русского самодержавия, во времена, когда правительство натравляло друг на друга народы, организовывало погромы, когда все творческое и бодрое принижалось и оплевывалось. Сейчас Горький говорит, беря в руки газету:

    На стене - панно. Идут по новому миру новые, веселые, здоровые люди. Возле панно - слова Сталина из доклада о проекте Конституции Союза ССР. Он говорит о том, что теперь имеют народы Страны Советов. Их окружают поля, возделываемые новейшими и лучшими в мире машинами. Над полями, которые, по словам Горького, "пейзаж даже переменили, никакой чересполосицы", летят самолеты. Льется металл, идет нефть. Беломорский канал пропускает пароходы. Днепрогэс дает свет.

    Другая стена. Пленум Коммунистического Интернационала призывает к яростной борьбе против фашизма. Сталин клеймит фашизм как омерзительнейшее явление реакции. М. Горький организует писателей, ученых, всех деятелей культуры для борьбы против фашизма. Здесь портреты друзей Алексея Максимовича и его помощников в борьбе с фашизмом - Р.Роллана и А.Барбюса. Горький и его друзья созывают всемирный конгресс писателей и амстердамский конгресс в защиту культуры.

    Великий патриот и великий борец против реакции и фашизма умер. На пьедестале - маска с его лица и руки. Вокруг - траурные знамена. Народ и руководители партии и правительства прощаются с прахом М. Горького. Множество газет в траурных рамках.

    Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.М. Молотов говорит:

    Вы переступаете порог небольшой траурной комнаты, и перед вами громадный бордовый шкаф со множеством полок, здесь - книги М. Горького, изданные на всех языках Советского Союза. Вот книги его, напечатанные в годы гражданской войны на тусклой бумаге, тусклыми красками, с совсем незначительным тиражом. Затем краски густеют, бумага становится белее, плотнее, книга одевается в материю, украшается рисунками лучших художников, печатается в огромнейших количествах. Книга идет во все концы страны. Книга его говорит теперь на языках всех республик Советского Союза!

    - Горький создал бессмертные образы людей своего времени, - прочтете вы здесь слова В.М. Молотова.

    Горькому и его бессмертной работе, его неутомимой вере в несокрушимое творчество людей этим музеем создан прекрасный памятник. Памятник человеку нашего времени, человеку труда, борьбы и неукротимого движения вперед.

    50.000 документов и рукописей.

    о поднадзорном А.М. Пешкове, дело о производстве обыска у А.М. Пешкова и его аресте в 1898 году, дело департамента полиции "по поводу устроения в Н.-Новгороде 7 июля 1901г.* демонстрации при от'езде А.М. Пешкова и разбрасывании воззваний демонстративного содержания" на 198 листах.

    Значительный интерес представляет "Дело о преступной пропаганде среди рабочих и участии в ней А. Пешкова".

    Всесоюзная библиотека им. Ленина в дополнение к ранее переданным материалам передала в архив А.М. Горького ряд писем Алексея Максимовича к Л.Н. Толстому. В.Л. Львову-Рогачёвскому, машинописный экземпляр очерка "Владимир Ильич Ленин" с правкой Горького в другие документы. Из Ленинграда присланы исключительно интересные по своему содержанию 5 писем А.М. Горького к Г.В. Плеханову.

    Все поступившие в архив А.М. Горького материалы - собрано около 50.000 рукописей и документов, связанных с именем писателя, - временно находятся в хранилище рукописного отдела Всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина. В начале октября они будут перевезены в специальное помещение на улице Воровского, дом №25, где размещаются музей и архив А.М. Горького. Сейчас в первом этаже здания заканчивается оборудование двух специальных комнат для хранения документов и рукописей. В первой комнате будут сосредоточены документы, связанные с именем Горького. Во второй комнате, представляющей собой железобетонный сейф, в металлических ящиках будет храниться драгоценнейшее рукописное наследие Алексея Максимовича. Эти комнаты оборудуются специальным отопительным в вентиляционным устройством, чтобы иметь возможность поддерживать здесь постоянную температуру и влажность воздуха, наиболее благоприятные для сохранения рукописей.

    В архиве А.М. Горького оборудованы фотостат и фотолаборатория. Здесь широко будет поставлено фотографирование рукописей Горького, что даст возможность выдавать для научно-исследовательской работы фотокопии рукописей и документов, сохраняя тем самым ценнейшие подлинники.

    * "В надписи на подлинном деле департамента полиции, поступившем в архив А.М. Горького, демонстрация ошибочно датирована 7 июля 1901 года. В действительности речь идет о демонстрации, устроенной в Нижнем-Новгороде при от'езде А.М. Горького 7 ноября 1901 года".

    Раздел сайта: