Амфитеатров А. В. - Горькому М., 11 декабря 1910 г.

Амфитеатров - Горькому

Fezzano. 1910. XII. 11

Дорогой Алексей Максимович.

Во избежание возможных недоразумений пробегите прилагаемые письма.

Затем так уж и позвольте мне поступить с посылкою денег, как я пишу в конце второго письма, то есть направить их к Вам, потому что, кроме Вас, я решительно не считаю себя связанным с кем-либо в этом деле и переписки с Богдановым поддерживать не намерен. Я не мальчишка, чтобы мною распоряжались, как им нравится,-- я даже не знаю, кто1.

Очень сожалею, что не могу сию же минуту послать деньги. В конце ноября и начале декабря когда же бывают деньги у литератора? К святкам жду гонорара за сданный 3-й том "Зверя из бездны". Если же, кроме того, "Прометей" успеет до праздников начать 2-е издание 1-го тома "Девятидесятников", то пришлю вам всю сумму полностью без рассрочки.

По целым дням занят формировкою "Совр[еменника]". О Муромцеве пишет Водовозов. Будем прилагать портреты. В первом даем Пушкина, Льва Толстого и, по случаю столетия, Альфреда де Мюссе2. Нет ли у вас в портфеле лишнего "Знанию" рассказа на тему о ноябрьском законе? 3 Нужен очень. Брусянин4

Тихонов5 повествует о литературных временах и нравах, анекдоты столь изумительные, что даже забывает привирать, и глаза наливаются самыми горестными слезами, странными на лице такого жизнерадостного человека. Не говоря уже о пьянстве и разврате прямо-таки чудовищных и даже неслыханных, дошли до фальсификации рукописей. Какой-то Маныч или Коптелев, Кибелев, черт его знает, приносит в редакцию рукопись. Ее признают возможною к напечатанию, предлагают 100 рублей гонорара. Означенный гусь отвечает:

- Никакого расчета. За подписью Александра Ивановича я получу 125. - Как? - Очень просто. Он подпишет - рукописи цена станет 250 рублей; 125 - ему, 125 мне!.. Сидят, надо ехать к девкам, денег нет. Александр Иванович оглядывает свиту своих "манычаров" (сам прозвал) и вопиет:

- У кого из вас есть рассказ?

- Давай.

Под рукописью ставится подпись "А. Куприн", и рассказ везется кем-либо из "манычаров" в редакцию поплоше, напр. в "Петербургскую газету". Худяков6 смотрит подпись, видит, что она настоящая, купринская, и приказывает: выдать деньги.

Ему замечают:

- А мне какое дело?..

Но вообще за последнее время, по наблюдению Тихонова, хулиган значительно схлынул. В театрах - ни одного полного сбора, кроме... Островского! В театре Леванта-Андреева пустынно. "Чудаки" публике не понравились, но к ним был интерес, и 4 представления дали сборы, ставшие редкостью в театре этом7. Говорят, что наследники Островского возьмут за этот сезон не один десяток тысяч.

Заметку возвращаю. Ну что Вы! Ауслендер - христианин. Я его так отчитал за "Пушкина-сноба", а он еще кроток.

До свидания. Всего Вам хорошего.

Написали бы страниц 5--6 относительно Толстого-то и Короленки. Статья статьею, а Ваше слово как это сразу двинуло бы. А журналу - радость.

Примечания

1 А-Г, п. от 4 декабря 1910 г.

2 К столетию со дня рождения Альфреда де Мюссе в журнале была опубликована его драма "Андреа дель-Сарто" и очерк Т. Щепкиной-Куперник "Альфред де Мюссе. (Набросок)" (Современник. 1911. No 1).

3 Речь идет об указе от 22/9 ноября 1906 г. (закон Столыпина), по которому царское правительство взяло курс на сильное крестьянство. В изменение и дополнение к этому указу Николай II 14/27 июня 1910 г. утвердил закон о ликвидации крестьянской поземельной общины. О ноябрьском законе в "Современнике" (1911, No 5) была напечатана ст. С. Т. Семенова "Легко ли у нас выделяться из общин".

4 Василий Васильевич (1867--1919) - писатель, публицист, литературный критик. В последние годы жизни секретарь Л. Андреева. Сотрудничал в "Северном вестнике", "Новом слове", "Жизни", "Вестнике Европы" и др.

В 1911 г. печатался в большевистской "Звезде", в 1913 г. - в "Правде". Автор кн.: "Леонид Андреев. Жизнь и творчество" (М., 1912), "Дети и писатели. Литературно-общественные параллели. (Дети в произведениях А. П. Чехова, Леонида Андреева, А. И. Куприна и Ал. Ремизова) (М., 1915) и др.

5 В. А. Тихонов.

6 Сергей Николаевич (1897--1928) - журналист, драматург. Редактор-издатель "Петербургской газеты".

Горький с тревогой писал о фактах недостойного поведения Куприна в п. к Пешковой 26 ноября/9 декабря 1910 г. (см.: Арх. Г. Т. IX. С. 108).

7 "Чудаков" состоялась 24 сентября 1910 г. в Новодраматическом театре в Петербурге. До начала репетиций Андреева 5/18 сентября 1910 г. предупреждала режиссера Дымова: "Если позволите - очень важно, чтобы артист, играющий Мастакова, не утрировал смешных или, вернее, комических черт, а Елена Николаевна была бы в высшей степени мила, проста и мягка" (М. Ф. Андреева. С. 187).

6 октября Горький сообщал Пешковой: "Ты, конечно, знаешь, что моя пьеса провалилась в Питере? Говорят, однако, что в Киеве она шла с успехом. Не верю. А о провале - жалею. Никогда меня не трогали эти провалы, а на сей раз задело! Почему? Потому ли, что нездоровится, или же потому, что в пьесе есть, против обыкновения, нечто личное? Не знаю" (Арх. Г.

Рецензенты писали, что театр "пьесы не понял", а актер, игравший главную роль, скомкал ее. Пьеса быстро сошла со сцены (см.: Юзовский Ю. "Чудаки" М. Горького //Чудаки: Материалы и исследования. М.: ВТО, 1946. С. 5).

"Чудаки" были поставлены в Париже членами большевистской эмигрантской кассы. 21 ноября/3 декабря 1910 г. на спектакле присутствовал Ленин. С. И. Гопнер вспоминала: "Не берусь сейчас утверждать, чья это была инициатива - поставить только появившуюся, возбудившую всяческие толки пьесу Горького. Быть может, это и подсказал Владимир Ильич <...> Что, однако, помню более твердо, так это то, что, когда, затеяв постановку, мы с ним делились планами, он эту пьесу уже знал и, как видно, высоко оценивал. Во всяком случае, к предположению ее поставить он с самого начала отнесся в высшей степени одобрительно, отмечая ее своевременность" В. И. Ленин в Париже // Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М.: Политиздат, 1969. Т. II. С. 295, 296).

Раздел сайта: