Поиск по творчеству и критике
Cлово "1812"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 6 августа 1912 г.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
2. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 13 октября 1911 г.
Входимость: 4. Размер: 8кб.
3. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 12 декабря 1911 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
4. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 25 января 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
5. Горький М. - Ромэну Роллану (22 марта 1928, Сорренто)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
6. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. Глава шестая и последняя
Входимость: 1. Размер: 61кб.
7. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 2 февраля 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
8. О бойкости
Входимость: 1. Размер: 15кб.
9. На выставке
Входимость: 1. Размер: 9кб.
10. Две души
Входимость: 1. Размер: 33кб.
11. О старом и новом человеке
Входимость: 1. Размер: 22кб.
12. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 4 декабря 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
13. Луначарский А. В.: М. Горький-художник
Входимость: 1. Размер: 71кб.
14. Первая встреча Горького с Лопатиным (Из дневника К. П. Пятницкого)
Входимость: 1. Размер: 47кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 6 августа 1912 г.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Часть текста: Отечественной войны. Духовенство в 1812 году. Муразкевич. А. П. Ермолов. Лев Толстой и генералитет 1812 года. Зерно декабризма. Двуликий (Александр I). * Избирательная грамота 1613. Первый Романов. Двоевластие (царь и патриарх). Творцы дворянства. Закрепощение крестьян. Каждую из первых пяти статей я мог бы, в случае надобности, выслать по первому требованию хоть в тот же день, как оное получу, потому что они совершенно готовы к печати. Статьи, касающиеся 1612--1613 года, также, но - ввиду того, что срок им еще не близок, - я мало заботился об их стилистической обработке, а потому на каждую надо положить дня три-четыре для пересмотра. Дело это мне настолько по душе, что если бы я был совершенно уверен, что рукописи не встретятся с редакционными интригами, коими "Р[усское] слово" полно, и будут помещаться быстро и правильно, то я хоть сейчас начал бы посылы свои, ибо роль историка в газете не то, что роль ее публициста, - она не обязывает к ответственности за Баянов и КR. Откровенно говоря, очень жалею, что Вы едете на Капри. Окружит Вас там толчея человеческая и насыплет сотни проектов, из которых все отнимут время и внимание, но едва ли хоть один осуществится. В качестве старого литературного практика привык я верить только в те предприятия, которые сразу формулируют ясно свою в нас надобность. Почему "Ниве", "Знанию" и какому-то предпринимателю надо вести переговоры с Вами именно на Капри? Раз добрались ради переговоров этих из России в Италию, могли бы сделать маленький вояж к Вам в Alassio, а не Вас заставлять вояжи эти делать, когда у Вас столько хороших сюжетов к работе в голове. Все это мое ворчание истекает, конечно, из Вашего слова "должен", которое меня коробит. Если же с этим сопрягаются другие какие-либо Ваши собственные личные и вольные соображения, то, конечно, беру свои слова обратно и умолкаю, ибо в эти области...
2. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 13 октября 1911 г.
Входимость: 4. Размер: 8кб.
Часть текста: - Горькому Fezzano. 1911. X. 13 Дорогой Алексей Максимович. Переслал Бурцеву письмо Ваше 1 , а Вам посылаю то вступление, которое я для него сделал 2 . В экземпляре, Вам посылаемом, нет нескольких абзацев, касавшихся Финляндии, еврейского и славянского вопросов. Я их вставил потом. Рабочего вопроса я совсем не касался, рассчитывая на Вас. Напишите, право! Внесите в начало дела свое сильное лирическое слово. Авось, сладим. В "Кожемякине" очень много хорошего. Не знаю, чего Вы ворчите. Быть может, к выигрышу вещи можно было бы убавить и сжать резонерскую часть, вообще повести события более быстрым темпом, но это - единственное, что приходит в голову как возражение непосредственно после прочтения. А это возражение парализуется соображением, что, ведь, конца-то не знаем 3 , так что, может быть, именно такой ход и необходим и для автора, и для читателя, чтобы хорошо и сильно подошел роман к станции назначения. Прочитал "Живой труп" и целый день ходил злее чёрта. Этих Чертковых, Александр Львовн, Немировича и Станиславского просто пороть надо 4 . Ведь это же срам, что такое. Можно ли было начинать посмертного Толстого с такой мелодраматической ерунды, да еще окружать ее столь безобразною рекламною шумихою? 5 Ведь совершенно же ясно, что пьеса совсем не написана, что это - неудавшийся набросок, который Толстой никогда не пустил бы в публику... Язык-то! язык! "Я восхищаюсь пред тобою", "кроме здесь"... И в какое это время происходит? Сейчас - современность (пародия...
3. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 12 декабря 1911 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: чтобы выправить сроки, запущенные в истекшем полугодии, и, с января, выходить в первых числах месяцев, а не в последних. Целый месяц ушел на ликвидацию рукописей, накопленных Мир[олюбовым] и Ч[ерновым], а теперь новых накопилось много. Своего - обязательного к концу года - много недописано. Вообще, играю, как могу, в две руки сонату, положенную на 8, для двух роялей. Никандрова, в сильном сокращении, я взял на декабрь как фельетон: очень остроумен и своевременен. С удовольствием познакомился бы с Буниным и Коцюбинским, да вот - не судьба. Коцюбинскому каприоты должны поставить монумент при жизни на соборной площади или, по крайней мере, назначить ему пожизненную пенсию: так заманчиво расписал он Вашу "выспу" в своем "Сне" 1 . Свалю подписной период - на шесть месяцев загуляю: ничего не буду писать, кроме исторических работ. По части большого романа, спасибо, хорошо выручил Шолом-Алейхем 2 , на фельетоне пусть насобачивается Ашешов 3 и молодые кое-кто, а я - в двенадцатом году и в династии Романовых 4 . Библиотечища у меня сильно выросла. Деньгу жрет безбожно. Кто Вам говорит, что Вы в "отступлении"? Напротив, Вы в "наступлении". Да об этом не стоит. Конечно - пусть отболит. Затертого знаю. Он славный парень. До свидания. Всего Вам хорошего. Ваш Ал. Амфитеатров Примечания 1 В рассказе Коцюбинского "Сон" изображен чиновник, изнывающий в прозаических буднях своего существования, которому приснился сон о красотах природы южной Италии. "Выспа" на польском и украинском языках - остров, имеется в виду Капри. 2 Речь идет о романе Шолом-Алейхема "Блуждающие звезды". 3 Ашешов сотрудничал в "Современнике" в отделе фельетона. 4 Амфитеатров работал над статьями о 1812 годе и о династии Романовых. В объявлении "Современника" на 1912 г. значились ст. Амфитеатрова...
4. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 25 января 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: Вашего письма с пространною головомойкою от себя и наставлениями, как надо держать в объятиях душу младую Петра Пильского. Хейфец хороший журналист, и намерения у него весьма благие, но он испакощен Одессою и лишь на пятом десятке лет открывает для себя Америки, что сенсацией обязанности журналиста не кончаются. Его надо учить и учить. Спасибо за вторую половину "Городка Окурова". Так как она переходная, то говорить о ней в отдельности подожду, а в целом повторяю: "Окуров" - доказательство, что Вы с каждым новым томом идете все вперед и вперед в соте изобразительности. Бытовые декорации и психологический фон написаны в "Окурове" так ярко, что пред ними уже меркнет самое действие. Да иначе и быть не может: какое действие в городке Окурове или Теплой слободе? А народ хороший, добротный. И пишете Вы его так, что смерть в Россию хочется. По поводу 50-летней годовщины Чехова задумался я о нашей молодости в европейской семье и короткости нашей быстрой, но поистине чудодейственной, богатырской...
5. Горький М. - Ромэну Роллану (22 марта 1928, Сорренто)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: РОМЭНУ РОЛЛАНУ 22 марта 1928, Сорренто ( Письмо было послано Р.Роллану в переводе на французский язык; написано рукою переводчика и подписано М.Горьким. Фотокопия письма имеется в Архиве А.М.Горького. Печатается по русскому тексту письма - авторизованной машинописи, сохранившейся в личном архиве М.Горького – Ред. ) Дорогой друг, я прочитал забавнейшее письмо к Вам «революционера» Бальмонта, - оригинального «революционера»! ( письмо Бальмонта связано с клеветнической кампанией против Советского Союза, разгоревшейся в белоэмигрантской печати в начале 1928 г. Приветствие Р.Роллана советскому народу в связи с 10-летием Октября возбудило острое раздражение в эмигрантской среде. В январе 1928 г. Бальмонт и Бунин опубликовали открытое письмо Р.Роллану, исполненное злобных нападок на СССР. Р.Роллан выступил с ответом, разоблачающим реакционный смысл подобных нападок на страну социализма (журнал "Europe", 1928, февраль). Ответ Роллана вызвал второе открытое письмо Бальмонта, и побудившее М.Горького написать настоящее письмо – Ред. ) В 904 году он говорил в одном из своих стихотворений: Мелкий собственник, законник, лицемерный семьянин... О, когда б ты, миллионный, вдруг исчезнуть мог! ( из стих. Бальмонта "Человечки" – Ред. ). Теперь он именует французскую революцию 1789 г. «учительницей русской, коммунистической», забыв, должно быть, что революцией против ненавистных ему «мелких собственников» была революция 1871 г. Странный «революционер», - он поучает Вас: «Россию не убьёт никто и ничто» и в доказательство пророчества своего приводит два факта - в 1613 г. «собственники» посадили на московский престол Михаила Романова, а после 1812 г. самый лицемерный из русских царей создал в интересах европейских «собственников» реакционнейший «Священный союз». Очень оригинально, не правда ли? В 919 - 20 гг. Бальмонт был тоже «революционером», написал и напечатал в Москве цикл стихов «Серп и молот» ( К. Б а л ь м о н т. Песня рабочего молота. Гиз, М. 1922 – Ред. ), стихи ...
6. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. Глава шестая и последняя
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: чтение, мы не имели никакой предвзятой идеи. Интересовало просто узнать причину огромного успеха Горького. В глубине же памяти оставалось лишь впечатление талантливости, своеобразности, чего-то нового в смысле популяризации босячества. Отрешившись от всех ходячих разговоров, от неумеренного восхищения и от ожесточенного порицания, автор этого очерка читал сочинения Горького с полным беспристрастием, с первого его рассказа до последних произведений. Уже не наша вина, что из чтения этого вырисовывалась определенная фигура революционного проповедника, знающего, что и для чего он делает, действующего по определенному, заранее, - быть может, не им одним, - выработанному плану. Мы были бы счастливы, если бы этот вывод наш мог быть опровергнут логическими доказательствами, мы охотно взяли бы все свои слова назад и не пожалели бы ни потраченного времени на чтение Горького и писание этого очерка, ни труда, на это дело положенного. Но, увы, вместо опровержения вывода, к которому мы при-Шли, мы находим лишь подтверждение его в словах самого Горького, в его наброске "Человек", помещенном в "Сборнике товарищества "Знание"". Набросок этот не беллетристическое, а прямо Учительное сочинение. В нем Максим Горький делает сам сводку всего разбросанного по его...
7. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 2 февраля 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: А. В. - Горькому М., 2 февраля 1912 г. Амфитеатров - Горькому Fezzano. 1912. II. 2 Дорогой Алексей Максимович. Так я и думал относительно "Сергия". Не думаю, однако, чтобы Чертков или Алекс[андра] Льв[овна] 1 осмелились приложить тут свою руку. А просто, должно быть, наступают когда-нибудь настолько дряхлые годы, что у писателя лучше отнять перо, а то он все сделанное им испортит. Измайлова и Жаб[отинского] о Толстом не читал. А Толстого я все меньше любить начинаю. Прошлогоднее мое изучение 1812 года 2 разбило мне сорокалетний мираж "Войны и мира": красочно и художественно, что и говорить, но - барином писано, барское и вышло. А народа нет. Народ-то Платоном Каратаевым оказался. Так что французы, должно быть, оттого и ушли из Москвы, что, подобно медведю, плюнувшему на Ивана Ланде 3 , не захотели иметь дела с такими кроткими жителями. Как журналы не плодят читателей? Коялович пишет мне, что подписка на "Современник" удивительно хороша. Ах, если бы она продолжала в том же духе! Тогда я взыскал бы с Певина двадцать тысяч, которые мне "Совр." должен, и поехал бы вокруг света, не думая о письменном столе. До свидания. Желаю Вам всего хорошего. Ваш А. А. Примечания Дата "I. 2", поставленная Амфитеатровым, ошибочна. Следует читать: "II. 2" См. предшествующее письмо. 1 А. Л. Толстая. 2 Имеется в виду работа над "Очерками из истории русского патриотизма". 3 Иван Ланде - персонаж рассказа М....
8. О бойкости
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: словесная бойкость — непохвальна, неуместна и даже вредна в таком глубоко серьёзном деле, каким является наша советская литература. Если он действительно почувствовал это — его можно поздравить, ибо, значит, он начинает понимать существенное и резкое различие между бойкостью и боевым, революционным отношением к работе словесного художественного отражения "объективной действительности". Это различие понимается, видимо, не легко. Время повелительно требует строжайшей точности формулировок, и у нас есть где, есть у кого учиться искусству этой точности. Мы живём в напряжённой героической и успешной работе строительства нового мира и живём в состоянии непрерывной войны со старым миром, звериная ненависть которого растёт вместе с нашими победами, вместе с нашим всё быстрее растущим влиянием на пролетариат всех стран. Как вся работа нашей партии, наша литература — боевое революционное дело. Её задача: борьба против прошлого в настоящем и утверждение социалистических достижений настоящего как ступени на высоту социалистического будущего. Выполнимы ли эти задачи посредством многословия, пустословия и набора уродливых слов из мещанского лексикона провинции? Прошу понять: я говорю не о смысле книг, — это дело критиков, — я говорю о необходимости технически грамотного отношения к работе, о необходимости бороться против засорения языка мусором уродливо придуманных слов, о необходимости учиться точности и ясности словесных изображений. Литературный и речевой язык наш обладает богатейшей образностью и гибкостью, не зря Тургенев назвал его "великим, прекрасным". Нельзя...
9. На выставке
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: хромая, вся в морщинах, с серебряной головой, она как-то выкатилась, а не вышла на эстраду, и выставочная публика, привыкшая видеть пред собой артистов, корректно одетых, с элегантными жестами, импозантных, с эффектами шика во всей фигуре, от причёски до концов ботинок, — публика была изумлена, видя пред собой эту хромую старушку в ситцевом платье и в белом ситцевом платке на голове. Она вышла, в пояс поклонилась публике, села в кресло — и на её коричневом, морщинистом лице вдруг вспыхнули два ясные огонька, её живые, вдохновенные глаза. И вслед за её взглядом на зал — в зале раздался задушевный голос, говоривший старинную народную былину о Добрыне. Голос старческий, ещё довольно ясный, хотя отсутствие зубов у Федосовой заставляет её шепелявить. На публику повеяло седой стариной, поэзией русского народа, простой, но могучей, такой тоскливой и удалой. Просит-молит Добрыня свою матушку отпустить его во чисто поле; жалко матери расставаться с ним. Федосова подчёркивает сильные места диалога жестами, вдохновляется, вся горит, привстаёт со стула и наклоняется к публике, как бы желая внятнее и ярче сказать ей о старине, полной кипучих сил и богатырской удали, полной любви к свободе и искания подвигов....
10. Две души
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: никогда еще не испытанная миром 1 , потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы, духовная энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и волю фантазий древнего Востока - от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного отношения к жизни. Восток, как это известно, является частью преобладания начал эмоциональных, чувственных над началами интеллекта, разума: он предпочитает исследованию - умозрение, научной гипотезе - метафизический догмат. Европеец - вождь и хозяин своей мысли; человек Востока - раб и слуга своей фантазии. Этот древний человек был творцом большинства религий, основоположником наиболее мрачной метафизики; он чувствует, но не изучает, и его способность объединять свой опыт в научные формы - сравнительно ничтожна. Восприняв чувственно и умозрительно силу стихий, Восток обоготворил их и безвольно подчинился им, покорный всякой силе, тогда как люди Западной Европы, овладевая энергией природы посредством изучения ее, стремятся подчинить и подчиняют эту энергию интересам и разуму человека. Задача европейской науки - именно в том, чтобы, изучив силы природы, заставить их работать на человека, освободить личность из плена догмата, суеверий, предрассудков, из тисков подневольного труда и претворить освобожденную физическую энергию в духовную. Эта задача европейской науки и культуры была неведома Востоку; только с прошлого столетия наиболее чуткие люди стран Азии начали принимать великий научный опыт Европы, ее методы мышления и формы жизнедеятельности. Основное мироощущение Востока легко укладывается в такую формулу: человек навсегда подчинен непознаваемой силе, ...