Поиск по творчеству и критике
Cлово "1960"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Дикушина Н. И.: Горький и Г. А. Лопатин
Входимость: 2. Размер: 143кб.
2. И. М. Нефедова. Максим Горький (часть 11)
Входимость: 2. Размер: 15кб.
3. Первая встреча Горького с Лопатиным (Из дневника К. П. Пятницкого)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
4. Голубков М. М.: Горький М. ( "Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 2. Размер: 24кб.
5. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 10 марта 1910 г
Входимость: 1. Размер: 8кб.
6. Горький М. - Ляцкому Е. А., 24 сентября/7 октября 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
7. Луначарский А. В.: Самгин
Входимость: 1. Размер: 103кб.
8. Евгений Евтушенко. Кратко об М. Горьком
Входимость: 1. Размер: 5кб.
9. Анненский И.Ф. "Драма на дне"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
10. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 8 июня 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
11. Скиталец: Максим Горький
Входимость: 1. Размер: 139кб.
12. Горький М. - Амфитеатрову А. В., август, не ранее 18, 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
13. Горький М. - Амфитеатрову А. В., 8 или 9 декабря 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
14. И. М. Нефедова. Максим Горький (часть 10)
Входимость: 1. Размер: 82кб.
15. Басинский Павел: Горький. "Погубили, плохо"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
16. Сталин И. В. - Горькому М., между 1 - 22 марта 1933 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
17. Горький М. - Амфитеатрову А. В., между 10 и 21 августа 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
18. Басинский Павел: Горький. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 4кб.
19. Дикушина Н. И.: Переписка Горького с А. В. Амфитеатровым
Входимость: 1. Размер: 134кб.
20. Горький М. - Амфитеатрову А. В., 15 декабря 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
21. Луначарский А. В.: М. Горький-художник
Входимость: 1. Размер: 71кб.
22. В людях. Глава 6
Входимость: 1. Размер: 20кб.
23. Горький М. - Амфитеатрову А. В., 4 октября 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
24. И. И. Вайнберг. Горький Максим
Входимость: 1. Размер: 19кб.
25. Сказки об Италии (примечания)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
26. Примочкина Н. Н.: Переписка с В. С. Войтинским
Входимость: 1. Размер: 35кб.
27. Басинский Павел: Горький. Горький, Бунин и Шаляпин
Входимость: 1. Размер: 50кб.
28. Горький М. - редакции "Современника", 28 февраля/13 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Дикушина Н. И.: Горький и Г. А. Лопатин
Входимость: 2. Размер: 143кб.
Часть текста: и Лопатина в заграничных изданиях Бурцева, документы о Лопатине из жандармских дел, хранящихся в ЦГАОР, -- все это освещает мало известную историю отношений и связей Горького с выдающимся русским революционером. Вместе с тем публикуемые материалы важны для изучения биографии Лопатина. О Лопатине написано много. Человек легендарной судьбы, революционер, друг Маркса, П. Л. Лаврова, И. С. Тургенева, Г. И. Успенского, он привлекал к себе внимание многих исследователей, его жизни посвящены романы и повести 1 . Лучше известен первый этап жизни Лопатина - до рокового ареста в 1884 г., или, говоря словами самого Лопатина, его "первая жизнь". Она отражена в "Автобиографии" Лопатина, написанной им от третьего лица 2 . Этот же период превосходно освещен его другом Лавровым в "Заметках о Лопатине", напечатанных почти сто лет тому назад, в 1888 г. 3 Менее известны обстоятельства "второй жизни" Лопатина, начавшейся, как он точно указывал, 26 октября/8 ноября 1905 г. 4 Этот день шестидесятилетний Лопатин считал вторым днем своего рождения: он получил возможность покинуть крепость, где с 1887 г. находился в одиночном заключении. В этой своей "второй жизни" Лопатин встретился с Горьким. Сам Лопатин остро ощущал пропасть, которая лежала между "первой" и "второй" его жизнями. Размышляя в Шлиссельбурге о возможности выхода из крепости, Лопатин трезво оценивал свои перспективы: "... для нашего брата "конец" старого есть ведь только "начало" нового, быть может еще горшего" 5 ,-- писал он брату В. А. Лопатину 9 марта 1898 г. "Вторая жизнь" Лопатина была ...
2. И. М. Нефедова. Максим Горький (часть 11)
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: думаем иначе, чем думали писатель и его современники: история внесла свои поправки. Оценки Горьким литературных явлений подчас носят полемический характер, призваны подтвердить то или иное положение, защищавшееся писателем в данный момент. Прочтите наугад 5-10 писем Горького, и вы поймете, как много нового и интересного содержится в переписке великого писателя. Письма Горького тем более интересны, что в своих произведениях он использовал личные впечатления, личную жизнь трансформированно, преображенно, "как литературный материал", по собственному признанию. Произведения писателя издавались сотни раз - отдельными книгами, сборниками, собраниями сочинений. Но время, события гражданской, Великой Отечественной войны уничтожили сотни тысяч экземпляров горьковских книг. Конечно, много книг писателя вышло в послевоенные годы и находится сегодня в активном читательском обороте, вполне доступны любому из вас. Мы укажем три собрания сочинений писателя, вышедшие в последнее двадцатилетие: 1. Собрание сочинений в 30 томах (1949-1956), 22 тома - художественные произведения, 5 - статьи, 3 - письма. Тираж 300 тыс. экз. Недостатком собрания является то, что от произведений, снискавших писателю мировое признание, никак не отделены его ранние слабые ...
3. Первая встреча Горького с Лопатиным (Из дневника К. П. Пятницкого)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: 1 . Вечером рассказывает о двух моментах жизни, когда испытал страх. 27 ноября [10 декабря] <...> Все утро Л[опатин] прогулял с Зиновием 2 . После завтрака просит прочесть вслух "Окуров". Идут с Горьким в кабинет <...> Иду слушать чтение. Вечереет. Серое море с серебристым разливом вокруг Искии <...> Расспрашиваю Лоп[атина] об его силе <...> После обеда навожу Лоп[атина] на рассказы об его побегах: планы освобождения Черныш[евского]. Жизнь в Ирк[утске]. Первый побег. - Третий побег - на лошади 3 . 28 ноября [11 декабря]. Суббота Встал поздно. Оказывается. Л[опатин] побывал с Зин[овием] на Тиберии, смотрел тарантеллу. После завтрака М[ария] Ф[едоровна] предлагает посетить Джиованни 4 . Идем по via Крупа, моросит едва заметный дождик. Лоп[атин] говорит о трех наиболее блестящих собеседниках, которых знал в жизни: Зинин 5 - Герцен 6 - Маркс 7 . Об Энгельсе, Бакунине 8 , Салтыкове 9 , Успенском 10 . Тургенев о Чернышевском <...> 11 Идем все в кинематограф: "Мазаниелло". "Савойская кавалерия". После чаю - рассказы Л[опатина] до 4 ч. ночи: Беседа с Дурново 12 . Беседа с Д. А. Толстым 13 . Суд. Настроение. Речь. Запугивание. Первое время в Шлиссельб[урге] 14 . Визит Дурново. Дондукова--Корсакова 15 . Казнь Каракозова 16 . Рассказ Горького о первых годах писательства. На Грязе-Цариц[ынской] дороге. Пешком в Ясную Поляну, в Москву....
4. Голубков М. М.: Горький М. ( "Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Часть текста: на ремонте ярмарочных зданий. С 1886 г. работает в Казани в крендельном заведении и в булочной А. С. Деренкова, которая именовалась в жандармских управлениях "местом подозрительных сборищ учащейся молодежи", знакомится с членами первых марксистских кружков, читает книгу Г. В. Плеханова "Наши разногласия". Казанский период для Г. - время идейных исканий, самообразования и первых опытов пропагандистской работы среди рабочих Казани. В 1888 г. покидает Казань и вместе с революционером-народником М. А. Ромасем уезжает в с. Красновидово под Казанью для пропаганды революционных идей среди крестьян. После поджога лавки Ромася Г. предпринимает путешествие по Руси. В 1889 г. он впервые сталкивается с полицией: в ночь с 12 на 13 октября его арестовывают в связи с делом квартиранта, бывшего политического ссыльного, но вскоре освобождают и отдают под негласный надзор полиции. В этом же году Г. знакомится с В. Г. Короленко. В 1891 г. Г. уходит из Нижнего Новгорода, где работал письмоводителем у присяжного поверенного А. И. Ланина, и отправляется странствовать по России. Путешествие кончается в Тифлисе - здесь, в газете "Кавказ",...
5. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 10 марта 1910 г
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: "В степи" Гольдебаева 2 . Если он очень молод, то, должно быть, талантливый. Хохотал я ужасно, потому что курьезно уж очень пишет. Да, вот у нас на Василия Немировича Данченко 40 лет плевали - ан самый молодой и первейший дебютант является - прямехонько его ученик 3 . Скиталец Ваш, извините, стал просто стоерос 4 . Милицину не читал еще 5 . Жена хвалит. Она ненавистница рассказов дамского письма, да еще из деревенской жизни, а эти одобряет - говорит, уж очень хорошо знает дама свое дело, которое изображает. Мы собираемся переселиться в Alassio. Дом[а], в России, заорут, что мы едим "на серебре и пьем из золотых стаканов. Только это соображение и останавливает несколько. И моря нашего непосредственного немножко жалко. С "Secolo" вожусь, но довольно безрадостно, ибо, кроме анекдота, ничего не печатают. Написали бы Вы что-нибудь? Авось, расшевелим их хоть Вашим авторитетом, как тараном. Не интересуется Европа Россией иначе как жандармом - хоть ты плюнь! Был у меня Хрусталев... Ужасно жалкий стал какой-то. Бодрится, но перья горестно потерты и хохолок измят. Очень жаль его было. Довольно часто вижусь с соседом, Петр[ом] Ал[ексеевичем] Кропоткиным 6 . Старик любопытнейший, но (это на ухо...
6. Горький М. - Ляцкому Е. А., 24 сентября/7 октября 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: эту хронику в "Современ[ник]" как обязательный, ежемесячный отдел? Разумеется, в следующий раз сведений дано будет больше, а статьи - короче. Печатать эту хронику следует мелким шрифтом, я думаю. Мне лично кажется, что полемика Биссолати - Жореса была бы весьма на месте, рядом с моей статейкой в октябрьской книге 2 . 3,-- стихи Леонида Старка. Хорошо бы поместить их все сразу - за исключением стихотворения "Помнишь у речки за мостом" - оно мне кажется не очень удачным и не в тоне всего цикла. А все остальные стихи - внутренне связаны и являют собою как бы историю одной любви. "Птица-ночь" - начало и поэзия любви, затем продолжение и - проза. Далее: снова что-то вспыхнуло и - снова: "Девушка эта - ничья". Затем - одиночество, уличная любовь и крик отчаяния: "Хороши встречи, когда случайны!". Получается как бы целый роман, очень современный. Это оживит книжку и, вероятно, понравится читателю 3 . 4,-- библиографические заметки Золотарева. Так как у нас нашлось только три книжки стихов, достойных отзыва, заметка вышла и краткой, и не в той форме, как хотелось бы. Это мы исправим, когда будем иметь более обильный материал 4 . Присылайте книги для отзывов. Далее: Через посредство секретаря редакции "Гайнт" - жаргонной еврейской газеты, издающейся в Варшаве, - мною заказан Балмашимеру 5 , знатоку современной еврейской литературы, - очерк ее развития и состояния. Заказана также статья "Евреи в Палестине" - это статья бытового характера, изображающая еврейское "государство" 6 . Написано в Томск, Анучину; предлагаю дать статью на тему о культурных запросах Сибири 7 . В Барнаул Гребенщикову 8 и Матвееву 9 - предлагаю дать рассказы. В Киев, Николаю Иванову 10 и в Витебск Черемнову 11 - предлагаю обоим попробовать их силы на серьезной общественной и политической сатире в...
7. Луначарский А. В.: Самгин
Входимость: 1. Размер: 103кб.
Часть текста: (изданы первые три тома) 1 — одно из самых значительных и многосодержательных произведений Горького. Роман этот заслуживает весьма подробного разбора со многих точек зрения. В данной статье мы попытаемся указать на его место в творчестве писателя, а также на значение его для нас, то есть для людей нашего и двух следующих поколений, творящих в настоящее время общественную жизнь. При этом мы остановимся почти исключительно на глубоко знаменательной центральной фигуре романа. II Социальная эпоха, породившая те противоречия и решения их, которыми живет и дышит творчество Горького, социальная эпоха, в которую вросли мощные питающие корни горьковского искусства и горьковской жизненной философии,— это эпоха победы капитализма в России, грубо говоря,—эпоха 90-х и 900-х годов. С одной стороны, могло показаться, что победа эта очень полна. Действительно, промышленный и торговый капитал, банковский капитал занял огромное место в государстве и обществе, интересы его все более диктовали царизму его внешнюю и внутреннюю политику. Правда, страна оставалась все еще в огромной мере аграрной, лапотной и голодной, но промышленная верхушка ее росла с огромной быстротой и мощной концентрацией. Страна приносила...
8. Евгений Евтушенко. Кратко об М. Горьком
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: и прорывы в гениальность, и оскальзывание в риторику. Горький был первым, кто изнутри описал Россию люмпенов, бродяг, оборванцев. После книг Толстого и Аксакова об их помещичье-аристократическом детстве книги Горького "Детство", "В людях" раскрыли мир детства простонародного - не менее драгоценный и поэтический. Горький был романтиком дна, и пророчил, и поддерживал революцию, не подозревая, какая пакость может подняться с этого дна, когда оно будет так безответственно взбаламучено. По общественной популярности Горький был вторым после Льва Толстого. Хотя поэтические опыты значительно уступали его прозе, но не было человека в предреволюционной России, который не знал бы "Песни о Буревестнике". Однако революция, накликанная Буревестником-Горьким, оказалась совсем не такой, какой она ему виделась в молодых красивых пророчествах. Поддерживавший большевиков задолго до революции, Горький резко выступил против красного насилия, пришедшего на смену одряхлевшему, распадающемуся самодержавию. Его статьи, печатавшиеся в газете "Новая жизнь", составили книгу антибольшевистской, антиленинской публицистики "Несвоевременные мысли" (1918). Году в 1960-м я шел по старому Арбату и вдруг увидел на книжном уличном развале эту считавшуюся исчезнувшей полностью книгу. Она продавалась всего-навсего за трешку. Я немедленно схватил ее и спрятал за пазуху, ...
9. Анненский И.Ф. "Драма на дне"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: ее играли превосходно. Я готов поверить, что реалистичность, тонкость и нервность ее исполнения заполнят новую страницу в истории русской сцены, но для моей сегодняшней цели, может быть, лучше даже, что я могу пользоваться текстом Горького без театрального комментария, без навязанных и ярких, но деспотически ограничивающих концепцию поэта сценических иллюзий. Я думаю, что в наши дни вообще коллизия между поэзией и сценой все чаще становится неизбежной. На сцене вместе с развитием реалистичности растет и объективность изображения. Театр дает все более простора творческой индивидуальности каждого артиста , и при этом школа и традиция, которые раньше условно объединяли и ограничивали эти индивидуальности, уходят куда-то все далее от наших подмостков. Между тем поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее . Поэт в наши дни проявляется свободно и полно, но проявления его личности становятся чересчур прихотливыми, особенно ввиду того, что усложнилась не только его натура, но и жизнь вокруг нее. Границы между реальным и фантастическим для поэта не только утоньшились, но местами стали вовсе призрачными. Истина и желания нередко сливают для него свои цвета. Жизнь кажется мистической и декорация живой. И вот сцена вместо одной сложной индивидуальности поэта дает в лучшем случае целую гамму их, и эти индивидуальности, ограничивая друг друга, сводят свободную игру творческой мысли к иллюзорной реальности. Если слово как внушающий символ всегда резко отличалось от слова как интонации и жеста и поэзия как высшее и нераздельное...
10. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 8 июня 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: русского общества, свести на нет русскую оригинальность. Вы своими последними произведениями, а уже в особенности "Окуровым", а в "Окурове" наипаче "Кожемякиным", портите эту музыку страшно. Ругать Вас за "Окуров", я думаю, у самого недобросовестного критикана рука не поднимется, но будут молчать и, в конце года, в "Обозрениях" напишут: "новые повести Горького не привлекли внимания публики", хотя бы они разошлись в 200 000 экземпляров. Своими последними вещами Вы вносили в русскую революцию то, чего ей больше всего недостает для успеха: народность, а Кожемякин Ваш - уже величавейшая эпопея народности, какую только вообразить можно, это - опыт русского национализма в самом благородном, живом и нужном смысле слова. Она, эпопея Ваша, пропитана духом былинной свободы, дышит и свидетельствует, что жива и памятна (все, что памятно, живо) кондовая Русь, сама себя, нескладёху, выстроившая, сама себя она и найдет, и освободит. Все это "Речи", напр., и тому подобным строителям и упователям буржуазной олигархии на латино-германский лад, конечно, весьма хотелось бы позабыть, да по легкости мыслей необыкновенной и забывают, а Вы - тут как тут с напоминающим зеркалом "Окурова". Какое же удовольствие? Все равно бы - вдруг Стенька Разин из Жигулей вышел и в Думу прошел послушать речей гг. Милюкова и Маклакова 1 . Нехорошо. Если позволите несколько мелких отметок, то вот: 1) Не Исайю, но Исакия. Это из Печерского патерика. "Наш еси, брате Исакие, воспляши с нами!" Отсюда - "Наш брат Исакий". 2) Нельзя ли заменить "бобину"? Трое читающих на нее споткнулись. 3) На что Вам последние 8 или 9 нравоучительных строк? Сверхаккордие 2 . Чрезвычайно жаль, что Вы раздробили "Кожемякина". Европа не рухнула бы оттого, если бы Касаткин пролежал в редакции еще месяц-другой 3 , а "Кожемякина" резать на куски, как жену левита, изнасилованную сынами...