Поиск по творчеству и критике
Cлово "SPECIE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Чуковский Корней: Две души М. Горького
Входимость: 1. Размер: 74кб.
2. Мережковский Д. С.: Чехов и Горький
Входимость: 1. Размер: 112кб.
3. Максим Горький как загадка русской природы (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 45кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Чуковский Корней: Две души М. Горького
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Часть текста: кирпичами, изрыгая на него идиотски-гнусную ругань. Его рачительно готовили в каторгу, как других готовят в университет, и то, что он туда не попал, есть величайший парадокс педагогики. Старинные семейные традиции требовали от него этой карьеры. Среди самых близких своих родных он мог бы с гордостью назвать нескольких профессоров поножовщины, поджигателей, громил и убийц. Оба его дяди по матери,— дядя Яша и дядя Миша,— оба до смерти заколотили своих жен, один одну, а другой двух, столкнули жену его в прорубь, убили его друга Цыганка — и убили не топором, а крестом! Крест, как орудие убийства,— с этой Голгофой познакомился Горький, когда ему еще не было восьми лет. В десять он и сам уже знал, что такое схватить в ярости нож и кинуться с ножом на человека. Он видел, как его родную мать била в грудь сапогом подлая, длинная мужская нога. Свою бабушку он видел окровавленной, ее били от обедни до вечера, сломали ей руку, проломили ей голову, а оба его деда так свирепо истязали людей, что одного из них сослали в Сибирь. Кто из русских знаменитых писателей мог бы сказать о себе: «я был вором»? А Горький еще в детстве снискивал себе воровством пропитание. «Мы выработали себе ряд приемов, успешно облегчавших нам это дело»,— вспоминает он о себе и товарищах. Из его товарищей только один чуждался этой профессии, а дядя Петр обкрадывал церкви, Цыганок похищал на базаре провизию, Вязь, Кострома и Вяхирь воровали жерди и тёс. Горький сделал своей специальностью похищение церковных просфор. Позже, когда подростком он служил в башмачном магазине, ему внушали елейно и вкрадчиво: — Ты бы, человече божий, украл мне калошки, а? Украдь, а? А когда он поступил в иконописную мастерскую, он украл икону и псалтырь*. До сих пор мы думали, что мещанская жизнь — это беспросветная скука и только: блохи,...
2. Мережковский Д. С.: Чехов и Горький
Входимость: 1. Размер: 112кб.
Часть текста: русской литературы, Л. Толстого и Достоевского. Ибо нечего греха таить: великаны эти оказались нам не по плечу. Чехов и Горький русской интеллигенции как раз по плечу. Они ее духовные вожди и учителя, "властители дум" современного поколения русской интеллигенции. По Л. Толстому и Достоевскому можно судить не столько о современной действительности, сколько о более или менее далеких возможностях русского духа, не о том, что есть, а о том, что будет и, может быть, еще не скоро будет в России. По Чехову и Горькому можно судить о том, что сейчас есть или сейчас будет. Л. Толстой и Достоевский - выразители глубочайшей народной стихии и высочайшего культурного сознания России. Чехов и Горький выразители не столько народной, сколько сословной, не столько культурной, сколько интеллигентной середины русского среднего сословия, самого многочисленного и Деятельного, которому в настоящее время предстоит "делать историю" и за то, что будет сделано, дать ответ на страшном суде истории. Если бы среднего русского интеллигента спросить, за что он любит Чехова и Горького, не за то ли, что они учат верить в торжество прогресса, науки, человеческого разума, - всего того, что называется "гуманными идеями", - то интеллигент ответил бы, что это именно так; и если бы возразить ему, что Чехов и Горький, хотя действительно учат верить других и сами стараются верить во все это, но уже почти не верят, и что подлинное творчество их направлено к тому, чтобы показать невозможность этой веры и душевное состояние людей, утративших возможность какой бы то ни было веры, - то интеллигент счел бы такое утверждение не только величайшею нелепостью, но и величайшим оскорблением славы живого и памяти почившего писателя, - наконец, оскорблением его самого, интеллигента, в главной святыне своей, ибо вера, именно вера в "гуманные идеи" есть доныне главная и единственная святыня его. Но для тех, кто не останавливается на общедоступной внешности...
3. Максим Горький как загадка русской природы (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: и первой половины XX века. Горький называл себя революционером, и это не было большим пре увеличением. В революционной партии он состоял, революционной пропагандой занимался, со своих гонораров деньги на революционную работу давал, вдобавок ещё выдуривал их иногда на ту же цель у других. За революционную пропаганду у него даже была короткая отсидка в престижной Петропавловской крепости. А если он не активничал на политическом поприще ещё больше, то потому ведь, что надо было и творчеством заниматься. Осенью 1905 г. Горький вступил в РСДРП, а в 1907 г. даже побывал делегатом V партийного съезда. В общем, революционер, причём из очень приличных, поскольку и сам репрессиями не занимался, и других призывал не злоупотреблять ими. А ещё за многих репрессированных заступался. * * * С другими выдающимися русскими писателями ситуация много проще: скажем, Алексей Толстой приспособленец, Александр Фадеев честный коммунист, Михаил Булгаков --несоветский человек с лёгкой претензей на мистицизм, Иван Бунин антисоветский человек и эстет-нытик, воображавший себя выразителем дворянской души, и т. д. А вот с Горьким непонятно. Капризничающий попутчик большевиков. Порядочный, но шибко компромиссный. В молодости не...