|
Впервые полностью напечатано в альманахе «Год семнадцатый. Альманах третий», М. 1933.
По данным Архива А.М.Горького, работа над пьесой была начата автором не ранее второй половины 1931 года. Весною 1932 года М.Горький уже подробно рассказывал о характерах и судьбах действующих лиц пьесы работникам Ленинградского Государственного Большого драматического театра (ныне - имени М.Горького), посетившим писателя в связи с подготовлявшейся театром постановкой пьесы «Егор Булычов и другие».
Работа над пьесой «Достигаев и другие» закончена не позднее конца 1932 года, когда текст пьесы был передан для постановки театру им.Евг.Вахтангова в Москве и Большому драматическому театру в Ленинграде. В печати сначала появился отрывок из пьесы - конец 3-го акта, от слов: «Яков Лаптев стоит в правой двери, с револьвером в руке» (журнал «Рабочий и театр», 1933, номер 33, ноябрь).
На сцене пьеса впервые была представлена 6 ноября 1933 года Ленинградским Государственным Большим драматическим театром.
25 ноября 1933 года состоялась премьера пьесы в Московском театре им.Евг.Вахтангова.
В 1938 году пьеса была поставлена на сцене Московского Художественного Академического театра им.М.Горького.
6 февраля 1933 года Б.Е.Захава, ставивший пьесу в театре им.Евг.Вахтангова, просил М.Горького ответить на следующие вопросы:
1). Как связать слова Нестрашного по поводу речи Звонцова: «...Лениным да большевиками кадеты пугают нас», - с той оценкой, которую даёт этой речи Варвара;
2). Каким образом раскрыть в Зыбине тип помещика и как надо понимать следующий его диалог с Варварой:
«З ы б и н. Что, вы уже решили отрубить мне голову?
В а р в а р а. Я - нет! Это Нестрашный и его черная сотня решает»;
3). Что означает разговор между Варварой и Достигаевым в 1-м акте:
«В а р в а р а. А как же тётка Мелания?
Д о с т и г а е в. Подумай - сама догадаешься, умница. (Быстро прошёл в буфет)»;
4). Как следует толковать образ Пропотея?
5). Зачем ходит Достигаев к Мелании?
6). Чем объясняется выстрел Звонцова во 2-м акте?
8). Какой характер должен носить обыск в финале пьесы?
Кроме того, Б.Е.Захава просил М.Горького сделать два добавления к тексту пьесы: показать столкновение между Звонцовым и кем-либо из черносотенных купцов и дать небольшой диалог между Звонцовым и каким-нибудь эсером.
К своему письму Б.Е.Захава приложил детально разработанный им режиссёрский план спектакля. Пьеса открывалась по предложению Б.Е.Захавы доносившимися из зала двумя-тремя заключительными фразами из речи Звонцова, но самый текст этой речи не был указан.
Сцена столкновения Рубина с Нестрашным рисовалась в режиссёрском плане следующим образом: Нестрашный при появлении Губина прячется в углу за портретом Николая II, подвыпивший Губин вооружается бутафорским шлемом и мечом, поливает через окно публику водой из графина; заметив шевелящийся портрет Николая II, протыкает его мечом, в дальнейшем выпихивает Нестрашного через окно и держит его за ноги висящим головой вниз, Нестрашный издаёт отчаянные вопли и т.д.
В декорации 2-го акта Б.Е.Захава предполагал дать ряд комнат булычовского дома, сделав основным местом действия кухню, а в углу проходной комнаты повесив большой портрет Егора Булычова.
В декорации 3-го акта вместо указанной в ремарке М.Горького репродукции с картины Бёклина предполагался большой портрет Антонины, на полу валялись принадлежности крокета, тенниса. Антонина, оставшись на сцене одна, по режиссёрскому замыслу, должна была перебирать валявшиеся на столе книги и читать какие-нибудь декадентские стихи. В плане подчёркивалась искренняя взволнованность и расстроенность Достигаева в момент, когда он узнаёт о смерти дочери.
Заканчивался спектакль, по плану, следующей сценой: Достигаев «машинально замурлыкал себе под нос: «Это бу-удет после-едний и реши-и-и...» - поймал взгляд Лаптева и оборвал. Лаптев, иронически глядя на него, закончил: «...тельный бой».
26 февраля 1933 года М.Горький ответил Б.Е.Захаве большим письмом. К письму была приложена дописанная М.Горьким по просьбе театра «сцена с эсерами».
Театр использовал в спектакле эту вставку М.Горького, разбив её на две части и превратив в 1-й и 3-й эпизоды 1-го акта.
22 сентября 1933 года артисты Ленинградского Государственного Большого драматического театра вместе с режиссёром посетили М.Горького в Горках под Москвой для беседы о характере и плане постановки пьесы «Достигаев и другие». Познакомив работников театра с текстом своего письма к Б.Е.Захаве и дав ряд указаний относительно оформления спектакля и трактовки отдельных персонажей, М.Горький охарактеризовал дальнейший жизненный путь Достигаева фразой: «При нэпе - опять в сёдла!» Писатель предостерегал театр от опасности слишком «утончить» образ Достигаева: «Его культура? Тёпленькое винцо бордо и энциклопедический словарь для мудрости...»
(См. запись беседы с М.Горьким, хранящуюся в музее Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького)
7 октября 1933 года М.Горький присутствовал на одной из генеральных репетиций спектакля пьесы «Достигаев и другие» в театре им.Евг.Вахтангова в Москве. После просмотра спектакля он выступил перед труппой театра с детальными замечаниями о большинстве персонажей пьесы. Сохранился текст выступления М.Горького по стенограмме, опубликованной в газете «Вахтанговец» от 28 марта 1938 года с минимально необходимыми исправлениями, поскольку самим М.Горьким стенограмма не правилась.
При жизни автора пьеса «Достигаев и другие» в собрания сочинений не включалась.
Печатается по тексту альманаха «Год семнадцатый», сверенному с авторской рукописью и авторизованной
машинописью 1-го и 2-го актов пьесы (Архив А.М.Горького).
Н е с т р а ш н ы й. Видите, кто в зало к нам влез? Ремесленная управа, мелкий лавочник, жидишки, дрянцо всякое с окраины, эсеровская орда...
Т р о е р у к о в. Я и говорю: как во сне живём! Нельзя понять: что - к чему?
Н е с т р а ш н ы й. А от Городской думы пришло наших девятнадцать человек...
Л и с о г о н о в. Как в плен попали неприятелю, вроде японцев или турков...
Т р о е р у к о в. Шапки бы такие надеть на всех, чтобы сразу видно было, кто как думает.
Л и с о г о но в. Вот, вот! Кто - какого полка... А нежелательных - переловить и выслать куда-нибудь на край света...
Н е с т р а ш н ы й. Опоздали ловить. Десять лет я вам твердил: не разевайте рты! И вот, дошло до того, что в Москве купечество само в кадеты прячется. Вот они, руководители, лезут, как нищие на похороны.
()
Д а м а. Т-теперь, к-когда б-большевики разбиты...
С т а р и к. Подожди, Митя!
Д а м а. Вы страшно п-п-утаете, Митя!
С т а р и к. Всё-таки - змее раздавили голову...
Д а м а. Кто теперь представляет социализм в революции?
С т а р и к. Постой, Митя!.. Софья Владимировна - права, гражданин Звонцов... Вы слишком мало отводите места социальной демократии, слишком подчёркиваете значение торгового сословия...
М и т я. Это - неправильные термины. И я спрашиваю: а где меньшевики?
Д а м а. Сп-росите их, а н-не нас...
З в о н ц о в (раздражён). Позвольте...
З в о н ц о в. Поймите меня: чтоб политически организовать этих буйволов, необходимо, на время, понизить вопросы программ...
М и т я. Сначала - успокоение, потом - реформы? Эгэ!
Д а м а. В-вы з-забываете о крестьянстве...
З в о н ц о в. Но позвольте же, господа! Я представляю...
С т а р и к. Митя... подожди... В чём дело дня?
(Проходят в зал)
Н е с т р а ш н ы й. Слышали? Это - нас продают...
(Архив А.М.Горького
|