Поиск по творчеству и критике
Cлово "1848"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Беседы о ремесле
Входимость: 2. Размер: 151кб.
2. По поводу одной легенды
Входимость: 1. Размер: 25кб.
3. Две души
Входимость: 1. Размер: 33кб.
4. История молодого человека
Входимость: 1. Размер: 30кб.
5. С кем вы, "мастера культуры?"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
6. Херсонес таврический
Входимость: 1. Размер: 31кб.
7. Горький М. - Амфитеатрову А. В., не ранее 21 марта 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
8. Горький М. - Амфитеатрову А. В., март, не ранее 16, 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
9. Михайловский Н.К. "О повестях и рассказах Горького и Чехова"
Входимость: 1. Размер: 53кб.
10. Гельрот М. В.: Ницше и Горький
Входимость: 1. Размер: 129кб.
11. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 31 марта 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
12. Между прочим
Входимость: 1. Размер: 127кб.
13. Горький М. - Ляцкому Е. А., 24 декабря 1912 г./ 6 января 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
14. Савельев М. - Горькому М., начало сентября, не позднее 11, 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
15. Разрушение личности
Входимость: 1. Размер: 134кб.
16. Скабичевский А. М.: М. Горький. Очерки и рассказы
Входимость: 1. Размер: 41кб.
17. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
18. Горький М. - Чехову А.П. (Между 1 и 7 [14 и 20] октября 1900, Н.-Новгород)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
19. Люстерник Е. Я.: Горький о национально-освободительном движении в Индии
Входимость: 1. Размер: 16кб.
20. По Союзу Советов (часть 2)
Входимость: 1. Размер: 65кб.
21. Анненский И.Ф. "Драма на дне"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
22. Горький М. - Кондурушкину С. С., около 17/30 ноября 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Беседа с молодыми
Входимость: 1. Размер: 52кб.
24. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. Глава шестая и последняя
Входимость: 1. Размер: 61кб.
25. Горький М. - Амфитеатрову А. В., январь, не позднее 5, 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
26. Философов Д. В.: Конец Горького
Входимость: 1. Размер: 58кб.
27. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 12 мая 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
28. Горький М. - Иорданскому Н. И., не ранее 15/28 января 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Беседы о ремесле
Входимость: 2. Размер: 151кб.
Часть текста: им какие-то нескладные слова, взимая за это по четвертаку. Была она кругленькая, аккуратных форм, бело-розовая, точно из фарфора вылепленная. Выходила к людям в одной длинной, до пяток, рубахе грубого полотна, ворот наглухо завязан чёрной тесёмкой, светлые <ржаные> волосы рассыпаны по спине; голову она держала склонив её вниз и к левому плечу, точно прислушиваясь к голосу своего сердца. С её круглого розового личика из-под густых тёмных бровей смотрели прикрытые ресницами синевато-серые глаза; на этом ангельски глупом лице они казались чужими, и было в них что-то тревожное и угрюмое - на мой взгляд. Любопытства ради я тоже отнёс Музе четвертак, и она, погрозив мне игрушечным пальчиком, сказала: - Тому не сбыться, что во сне снится. А товарищу моему, скромнейшему парню с заячьей губой, ломовому извозчику: - Не ходи, козёл, по двору; гуляй, козёл, на гору. Дожив до двадцати одного года, она вдруг изумила город, возбудив против дяди и опекуна своего судебное преследование за сокрытие и растрату её наследственного после матери имущества. Оказалось, что на заработанные прорицаниями четвертаки Муза, при помощи некоего <частного ходатая по судебным делам>, тайно и ловко собирала улики против дяди, и улики оказались настолько бесспорными, что дядя сел в тюрьму. Несколько лет Муза обманывала людей, продавая им глупенькие фразы по 25 копеек за штуку. Но она прикрывалась слабоумием в целях самозащиты, в борьбе за <имущество> она победила, и нормальные люди, простив ей обман, удостоили её похвалы и славы. Был другой случай, подобный этому: в окружном суде слушалось дело беглого каторжника Кожина, купчихи Малининой и ещё четырнадцати человек. Компания эта обвинялась в производстве и распространении кредитных билетов сторублёвого достоинства, а также купонов в 2 рубля 16 копеек и в 4 рубля 32 копейки. На скамье подсудимых сидела пышная моложавая женщина, круглое лицо её умеренно румяно, глаза мягкие, <с поволокой>, на публику она смотрит из-под густых бровей,...
2. По поводу одной легенды
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: мировой катастрофы». «Голод вызывает среди рабочих эпидемию самоубийств, усиливает преступления против собственности и проституцию, в том числе детскую». «В С.Ш.С.Америки ежедневно умирает от голода не менее тысячи рабочих». Это — не мои слова, я взял их из буржуазных газет. Капиталисты всё более единодушно заявляют, что у них нет средств кормить рабочих и что государственная помощь безработным — невозможна. Президент С.Ш.С.Америки отказался утвердить ассигновку «Красного Креста» в помощь безработным, находя, что эта помощь — «социалистическая мера». В Перемышле заведующий биржей труда сказал депутации безработных: «Денег в кассе у меня нет. Я могу вам предложить лишь некоторую сумму на верёвку, чтобы повеситься.» Ещё более красноречиво и цинично выразился один из крупных немецких политиков; он сказал: «Нужно, чтоб 20 миллионов немцев издохло, потому что государство не в силах кормить их». Этот дикий рёв отчаяния слуги капитализма не вызвал никаких «комментариев» буржуазной прессы, которая — как утверждают специалисты лжи и клеветы — пользуется «свободой слова». В благородных сердцах...
3. Две души
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: чувственных над началами интеллекта, разума: он предпочитает исследованию - умозрение, научной гипотезе - метафизический догмат. Европеец - вождь и хозяин своей мысли; человек Востока - раб и слуга своей фантазии. Этот древний человек был творцом большинства религий, основоположником наиболее мрачной метафизики; он чувствует, но не изучает, и его способность объединять свой опыт в научные формы - сравнительно ничтожна. Восприняв чувственно и умозрительно силу стихий, Восток обоготворил их и безвольно подчинился им, покорный всякой силе, тогда как люди Западной Европы, овладевая энергией природы посредством изучения ее, стремятся подчинить и подчиняют эту энергию интересам и разуму человека. Задача европейской науки - именно в том, чтобы, изучив силы природы, заставить их работать на человека, освободить личность из плена догмата, суеверий, предрассудков, из тисков подневольного труда и претворить освобожденную физическую энергию в духовную. Эта задача европейской науки и культуры была неведома Востоку; только с прошлого столетия наиболее чуткие люди стран Азии начали принимать великий научный опыт Европы, ее методы мышления и формы жизнедеятельности. Основное мироощущение Востока легко укладывается в такую формулу: человек навсегда подчинен непознаваемой силе, она не постижима разумом, и воля человека - ничто пред нею. Для европейской науки непознаваемое - только непознанное. "Кисмет" 2 , - говорит магометанин, покорно подчиняясь Року, а европеец Ромен Роллан гордо заявляет: "Француз не знает Рока". Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно борется с...
4. История молодого человека
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: «Огонёк» и «Рост» ряд романов, объединённых одной темой — история молодого человека XIX столетия. Какая цель издания? О каком молодом человеке XIX столетия идёт речь, и почему наша молодёжь должна ознакомиться с его историей? Молодой человек этот — самая значительная фигура литературы XIX века. Он не исчез и в XX, он существует в наши дни, а потому вполне своевременно осветить историю его рождения, его значение в жизни, уместно подумать о том, какова его роль в стране, где строится первое в мире социалистическое общество. Историческая значительность этого молодого человека утверждается тем фактом, что на протяжении почти полутораста лет о нём, о драмах его жизни писали книги все крупнейшие литераторы Европы и России, — писали и всё ещё продолжают писать. Не будет преувеличением, если скажем, что жизнь этого человека служила основной темой литературы XIX столетия. Известно, что этому столетию предшествовала трагедия французской «великой» революции и что в течение его разыгрывались драмы 30-го, 48-го и величайшая из них — драма 71-го года. В этом веке на сцену...
5. С кем вы, "мастера культуры?"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: народа философское и церковное облачение буржуазии. Она продолжает заниматься этим трудным, но не очень похвальным и совершенно бесплодным делом и в наши дни, обнаруживая почти пророческое предвидение событий. Так, например, раньше чем империалисты Японии приступили к разделу Китая, немец Шпенглер в книге "Человек и техника" заговорил о том, что европейцы совершили в XIX веке крупнейшую ошибку, передав свои знания, свой технический опыт "цветным расам" Шпенглера поддерживает в этом ваш — американский — историк Генрик Ван-Лон, он тоже признает вооружение черно- и желтокожего человечества опытом европейской культуры одной из "семи роковых исторических ошибок", совершенных европейской буржуазией. И вот мы видим, что ошибку эту хотят исправить: капиталисты Европы и Америки снабжают японцев и китайцев деньгами и оружием, помогать им истреблять друг друга, и в то же время посылают на Восток свои флоты для того, чтобы в момент, наиболее удобный для них, показав японскому империализму свой мощно бронированный кулак, приступить, вместе с храбрым зайцем, к дележу шкуры убитого медведя. Лично мне думается, что медведь не будет убит, потому что...
6. Херсонес таврический
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: своей напоминающая постройки мифических циклопов, - вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического - города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями» (Страбон (ок.63 г. до н.э. - ок.23 г. н.э.) - греческий географ. Его труд "География" был напечатан в извлечениях академиком В.В.Латышевым в книге "Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Том I, Греческие писатели. Выпуск 1-й", СПб. 1893. Полностью "География" Страбона была издана в переводе Ф.Г.Мищенко в 1879 году в Москве - Ред.). Даже и беглый взгляд на эти развалины шести тысяч зданий, некогда поражавших своей красотой и роскошью, а ныне превращённых в безобразные кучи щебня, - навевает на душу чувство глубокой скорби, и чем яснее встают воспоминания о прошлом этого цветка эллинской культуры, тем сильнее охватывает зрителя печаль при виде массы человеческого ума, энергии и знаний, претворённых временем в пыль и прах. Смотришь на унылую картину разрушения, и кажется, что громадный смерч с моря гигантским прыжком кинулся на утёс и сравнял с землёй большой и богатый город, гордо возвышавшийся над коварно ласковыми волнами моря. Пространство в восемь вёрст окружностью всё изъязвлено глубокими ямами, засыпано мелко раздробленным щебнем, пустынно, уныло и...
7. Горький М. - Амфитеатрову А. В., не ранее 21 марта 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: председателю О[бщест]ва друзей русского народа 5 . Прошу вас - будьте добры, отвезите ему это письмо лично и переведите ему его - я думаю, что вы сделаете это лучше, чем кто-либо. Наконец - в самом факте передачи письма именно вами уже будет нечто импонирующее. Потом вы можете напечатать это письмо у себя - спросив разрешения у Франса,-- что необходимо, заметьте. Моя задача в Европе и Америке: всеми силами помешать правительству русскому занять денег и - собрать возможно больше денег для народа - вы понимаете? Говорил о вашем журнале с Л. Андреевым - напишите ему - Швейцария, Глион, отель Шанфлери 5 . Затем - успеха вам от всей души! И всего доброго, всего доброго! М. Ф. кланяется. А. Пешков В Обществе друзей русского народа есть люди, пожать руку которых мне будет приятно, - Франс, Мирбо 7 , Стейнлейн 8 , Сеньобос 9 , Клемансо. Последний особенно нравится мне - он становится министром каждый раз, когда страна в тяжелом положении. Это смело, это внушает уважение к нему 10 . Жму руку. А. П. Примечания Датируется по сопоставлению с п. Горького Ладыжникову с пометой последнего: "21/23 марта 1906" (Арх. Г. Т. VII. С. 136, 295). В Глион (Швейцария) Горький приехал из Берлина 21 марта. 1 Письмо является ответом на неизвестное нам п. Амфитеатрова, в котором он сообщал Горькому о предстоящем издании журн. "Красное знамя" (Г--А, от мая, не ранее 19, 1906 г., прим. 6). 2 Воззвание "Не давайте денег русскому правительству!" было напечатано в. журн. "Красное знамя" (1906, No 1, апр.), в переводе на...
8. Горький М. - Амфитеатрову А. В., март, не ранее 16, 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: "Льва Великого" - мною тоже плохо понимается. Вижу в этом начало какой-то игры, но - смутно все. Кажется мне, что всероссийское мещанство хочет устроить генеральную мобилизацию своих сил и что предполагаемое торжество должно играть роль как бы самосмотра. Если это так - жалко Толстого, и делу этому следует дать настоящее освещение 5 . Каким образом? Подумаем. Вы представьте-ка себе все это современное наше "культурное" общество: половиков, эстетов, кадетов и прочих не помнящих родства своего людей, - видите вы их серый и душный вихрь вокруг колосса? Пусть он, Толстой, чужой мне человек духовно, но он краса и гордость моя,-- разве он для того, чтобы за ноги его хваталась вся эта полуумная, разбитая, искаженная масса "неустойчивой психики"? Проект воззвания 6 - тускл и минорен. И вся эта затея - вы правы - непонятна, если это не есть желание мещан объявить Толстого - всего! - своим. Преподлая экспроприация - не правда ли? Написал я некую повесть и буду ждать о ней вашего мнения, уверенный, что вы, по поводу этой вещи, можете сказать мне много ценного - больше, чем кто-либо другой. Печататься она будет в "Знании" 7 . Надо мне вас видеть, очень надо! А поехать к вам - не могу, ибо - работы на десять каторжан. Не найдете ли вы время и охоты передвинуться сюда? Очень обрадуете, и думаю, что мы поговорим не без пользы друг для друга. Посему - отвечайте скорее,-- можете ли? Здесь милейший Луначарский 8 , который кланяется вам. Сей талантливый и любимый мной человече, слыша имя ваше, всегда радостно улыбается. Здесь же - Фроленко. По скорости явится Гусев и жду Леонида 9 . Видите, какой цветник людей? Так вот - приезжайте! 10 Книгу вашу еще не получил 11 - спасибо вам! А что своих не посылаю - не обращайте на это внимания: надо - пришлю, хоть сто...
9. Михайловский Н.К. "О повестях и рассказах Горького и Чехова"
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: отношении некоторые затруднения, хотя и не непреодолимые. Но гг. Горького и Чехова обойти или кем-нибудь заменить нельзя, и не только ввиду их значительности, а и ввиду тех общих выводов, которые я желал бы представить вниманию читателей. А между тем, и о том, и о другом мне не раз случалось писать 2 . Думать, что читатели помнят все, в разное время мною об этих двух замечательных писателях сказанное, было бы с моей стороны слишком самоуверенно, а повторять сказанное - по малой мере невесело. Но, может быть, сопоставление их даст мне возможность счастливо избегнуть этих Сциллы и Харибды. А сопоставление это напрашивается само собой, и к нему не раз уже прибегала критика. Так, недавно еще французский критик Мельхиор де Вогюе в статье "Revue de deux Mondes" о г. Горьком поминал г. Чехова, а в статье о г. Чехове - г. Горького 3 , да и в русской литературе это сопоставление делалось. По странной игре судьбы, имеющей, может быть, в своем основании не одну простую случайность, в истории литературы довольно часто случается, что внимание современников-соотечественников, а иногда и не только соотечественников, сосредоточивается на двух писателях, как бы дополняющих друг друга своими резко различными индивидуальными чертами при наличности чего-то общего в них. Вольтер и Руссо, Гете и Шиллер, Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский поневоле часто вспоминаются парами. Так и гг. Чехов и Горький. Само собою разумеется, я не думаю сравнивать все эти пары, число которых можно бы было значительно увеличить, в каком бы то ни было отношении, кроме одного: они парами всплывают на верхи литературы...
10. Гельрот М. В.: Ницше и Горький
Входимость: 1. Размер: 129кб.
Часть текста: эти произведения критическому разбору. Наша задача, как показывает самый подзаголовок предлагаемой статьи, далеко скромнее. Мы хотели бы лишь посильно отметить некоторые основные пункты, в которых миросозерцание, - мы сказали бы мировосприятие - обоих писателей совпадает, несмотря на глубокую пропасть, которая отделяет интеллектуальное содержание и объем произведений Ницше от интеллектуального содержания и объема произведений Горького {В нашей литературе Н. К. Михайловский первый отметил и частью проследил это совпадение в первой же своей работе о Горьком, помещенной в IX и X книж<ке> "Русск<ого> бог<атства>" за 1898 г. Говорим "частью" потому, что, как видно из самих статей, мало-мальски детальная разработка этой темы совершенно не входила в его намерения; да к тому же перед ним в то время лежали только две первые книжки рассказов Горького. Далее, г. Неведомский в своем "Вместо предисловия" к книжке Лихтенберже о Ницше назвал Горького "самородком-ницшеанцем", но сделано это как-то вскользь, мимоходом, в одном из примечаний, - словом, так, как говорят о факте, вполне установленном. С таким сопоставлением имен Ницше и Горького, как бы само собой разумеющимся, читатель, вероятно, сталкивался не раз. А между тем, после г. Михайловского, насколько мы знаем, никто этой темы не касался.}. Предварительно, однако, мы считаем нужным сделать два-три замечания общего характера. Обычная двусмысленность, вернее, многосмысленность терминов "объективный" и "субъективный" становится безнадежной, когда эти термины применяются к области художественного творчества. Что такое объективное творчество? Где он - этот объективный художник? Флобер считает всякое произведение наперед осужденным, раз автор его дает себя разгадывать и угадывать. Много ли нашлось бы произведений, которые с...